СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ГОТОВИТСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ

Как показывают результаты вступительных экзаменов, школьная отметка по химии подтверждается далеко не всегда. При этом основные ошибки абитуриентов связаны как с недостаточно глубокими теоретическими знаниями предмета, так и с неумением правильно и рационально решать задачи.

Предлагаемые методические рекомендации не являются панацеей от всех бед. Это просто советы, которые акцентируют Ваше внимание на том, что требует проработки в первую очередь.

Можно выделить несколько наиболее типичных ошибок:

— неправильное составление полных и сокращенных форм ионных уравнений реакций;

— затруднения в составлении окислительно-восстановительных уравнений реакций (особенно в расстановке коэффициентов);

— непонимание процесса гидролиза;

— ошибки в составлении химических формул веществ (особенно структурных и электронных);

— затруднения в объяснении сущности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ и того, как это сказывается на химических свойствах данных соединений;

— ошибки при решении задач.

Как же избежать этих ошибок? Что делать? Начнем по порядку.

1. Очень часто определенные затруднения у абитуриентов вызывает неумение соединить воедино сведения, полученные на разных этапах обучения. Причиной этого может быть как достаточная разбросанность материала по различным разделам школьного учебника, так и отсутствие у учащихся навыков использовать свои знания для обобщения изучаемого материала. В результате ответ на экзамене получается неаргументированным и неполным.

Например, отвечая на вопрос о свойствах химических кислот, абитуриенты, как правило, основываются на материале учебника 8 класса. (Именно в 8 классе “проходят” эту тему.) Но такой ответ является далеко не полным. Ведь в учебнике 9 класса кислоты рассматриваются уже с точки зрения теории электролитической диссоциации; при изучении органической химии (10-11 классы) учащиеся знакомятся с органическими кислотами (карбоновые кислоты, аминокислоты, оксикислоты); в учебнике 11 класса подробно разбираются окислительно-восстановительные свойства некоторых кислот и т.д. Все эти сведения и должен включать в себя ответ на поставленный вопрос. Ведь цель вступительного экзамена — проверить знания учащихся, полученные в течение всего периода обучения.

Другой пример: объясняя сущность процессов, происходящих в растворах, абитуриенты часто пишут реакции только в молекулярном виде, хотя в соответствии с программой 9 класса должны уже уметь записывать уравнения подобных реакций в ионном виде. Кстати, это очень распространенная ошибка.

Помните, что абитуриент, сдающий вступительный экзамен в вуз, должен полностью владеть всем материалом требуемой программы по химии, а не только первоначальными сведениями, полученными в начале обучения.

2. При подготовке к вступительным экзаменам необходимо уделять должное внимание и тому, как то или иное положение теории можно применить к конкретным элементам или веществам. Как показывает опыт, это часто вызывает определенные трудности. Например, абитуриент не всегда может связать свои знания о периодическом законе с характеристикой отдельных элементов, а химические свойства какого-либо соединения с его составом и строением и т.д.

Такие затруднения объясняются как недостаточно хорошим знанием теории, так и тем, что нередко изучение химии сводится не к пониманию материала, а к запоминанию отдельных данных, что, в свою очередь, приводит к большому количеству ошибок.

Нельзя забывать, что глубокое понимание теории и умение применять ее на практике не только освобождает от механического запоминания огромного количества фактов, но и облегчает сам процесс усвоения материала.

3. Не менее типичны и ошибки, связанные с недостаточно хорошим знанием основных понятий и законов химии. Абитуриенты часто путают такие понятия, как масса и количество вещества, химический элемент и простое вещество, относительная молекулярная и молярная масса, валентность и степень окисления, не могут применить закон Авогадро для решения задач и т. п.

Четкие представления об этих разделах химии помогут не только ответить на поставленные вопросы, но и правильно решить задачи.

4. Решение задач — еще одна проблема, с которой сталкиваются абитуриенты при подготовке к вступительным экзаменам. В связи с тем, что решение задач дает возможность проверить теоретическую подготовку абитуриента, его умение применять полученные знания на практике, задачи всегда включаются в экзаменационные билеты. Трудности возникают из-за того, что в школьном курсе, как правило, расчетам не уделяется достаточного внимания. Принято считать, что это проблемы математические, а не химические. Кроме того, в учебниках приводится довольно ограниченное количество задач, что не дает учащимся достаточной практики в их решении.

Хочется еще раз обратить внимание на то, что успешно решать химические задачи возможно лишь при хорошем владении теоретическим материалом. При решении задач часто необходимо знание не только химических, но и физических свойств веществ, качественных реакций на катионы и анионы, окислительно-восстановительных реакций и т.д.

Часто ошибки связаны с недостаточно внимательным анализом текста условия задачи. Поэтому большее внимание надо уделять анализу условия предложенной задачи и выбору наиболее простого способа ее решения.

Бывает, что химический процесс, описанный в задаче, абитуриенту понятен, но не ясно, как решать задачу математически.

Для решения задач обычно используются два метода. Первый — метод пропорций — наиболее простой, но и более громоздкий. Второй метод основан на применении формул, он часто значительно упрощает и сокращает вычисления.

Нельзя также забывать, что к ошибкам в решении задач часто приводит и неправильная размерность величин. А значит, простой практический совет: проверяя размерность величин, Вы можете ликвидировать часть своих ошибок.

Однако надо помнить, что если Вы хотите научиться хорошо решать химические задачи — выход один — практика и еще раз практика! Надо решать как можно больше задач, особенно по тем разделам программы, которые вызывают у Вас трудности.

Но начать лучше всего с развернутых решений типовых задач, приводимых в учебниках и учебных пособиях, очень внимательно разобрать их и только после этого решать задачи самостоятельно.

Решать задачи необходимо на протяжении всего времени подготовки к экзамену. Это не только даст навык в решении задач, но и поможет лучше закрепить теоретический материал.

5. В целях успешной подготовки к вступительным экзаменам по химии, особенно в вузы с повышенными требованиями (МГУ, химические, медицинские и т.п.), рекомендуется пользоваться не только учебниками, но и учебными пособиями. Список некоторых из них приведен в данной книге. Систематическое изучение дополнительной литературы поможет избежать тех ошибок, о которых говорилось выше. Однако надо иметь в виду, что избыток информации, полученной в короткое время непосредственно перед экзаменом, может плохо сказаться на результатах.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для того чтобы качественно подготовиться к вступительному экзамену в высшее учебное заведение, недостаточно пользоваться только школьным учебником. Бывает необходимо использовать и дополнительную литературу, например, справочники, сборники задач и т. д. В настоящее время существует множество различных учебных пособий по химии, и здесь приводится список некоторых из них. Чтобы помочь читателю сделать правильный выбор, название каждой книги сопровождается краткой характеристикой. Кроме того, список специально был составлен с учетом различной начальной подготовки школьников. Таким образом, каждый из Вас сможет легко подобрать необходимую именно ему книгу.

Например, учащимся, которые испытывают затруднения с решением задач, можно рекомендовать начать со сборника “Решение задач по химии” (сост. Н.И.Берман, 1996 г.). В этой книге приводятся подробные объяснения и решения типовых задач.

Тем, кого интересуют более сложные задачи, будут полезны следующие книги:

Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. “Задачи по химии для поступающих в вузы” (1995 г.);

“Сборник конкурсных задач по химии с решениями” , под ред. М. А. Володиной (1983 г.);

В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. А. Попков. “Конкурсные задачи по химии” (1995 г.).

Учебное пособие “ Органическая химия ” В. М. Потапова (1992 г.) будет интересно тем, кто хотел бы лучше разобраться именно в вопросах органической химии.

Простым и доступным языком написано учебное пособие Г.П.Хомченко “Химия для поступающих в вузы” (1996 г.), которое будет полезно учащимся с различным уровнем подготовки. Абитуриентам, которые собираются поступать в вузы с повышенными требованиями по химии, можно рекомендовать такие учебные пособия, как “Начала химии” Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина, В.А.Попкова (1997 г.), “Готовимся к экзамену по химии” П.М.Волович, М.И.Бровко (1997 г.). Эти книги помогут учащимся значительно расширить и углубить свои знания в области химии. Если по тем или иным причинам приобрести данные книги будет трудно, можно использовать учебные пособия:

Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. “Химия для учащихся старших классов и поступающих в вузы” (1995 г.);

Р. А. Лидин, В. А. Молочко . “Химия для абитуриентов” (1993 г.).

Надеемся, что прилагаемый ниже список литературы будет для Вас полезным и поможет Вам в подготовке к экзамену.

Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2-х тт. — М.: 1-я Федеративная Книготорговая Компания, 1997. (1 т. — 448 с., 2 т. — 384 с.).
Эту книгу отличает современное изложение основ химии, которые необходимо знать поступающим в вузы. Авторами широко и систематически представлен материал по общей, неорганической и органической химии. Большое внимание уделяется той роли, которую играет химия в современном обществе. С этой целью используются многочисленные примеры, взятые из жизни. Безусловный интерес представляют и нетрадиционные разделы, такие как “Жидкие кристаллы” или “Благородные газы”.

П. М. Волович, М. И. Бровко. Готовимся к экзамену по химии. — М.: Рольф, 1997. — 384 с.
Это учебное пособие написано для тех, кто хочет систематизировать свои знания по химии и ликвидировать пробелы в понимании материала. При рассмотрении каждого теоретического вопроса авторы большое внимание уделяют различным примерам того, как то или иное положение теории можно применить к конкретным элементам и веществаам. В книге приведен материал, необходимый для решения задач с разбором некоторых типовых примеров.

Г. П. Хомченко. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1996. — 447 с.
Основная задача этой книги — помочь абитуриентам повторить курс химии в объеме средней школы. Однако приводится и дополнительный материал, направленный на более полное раскрытие некоторых важных вопросов школьного курса химии. Большое внимание уделяется разбору типовых задач и их решению.

Г. П. Хомченко. Химия (для подготовительных отделений). Учебник. — М.: Высш. шк., 1993. — 368 с.
Материал, представленный в этой книге, охватывает всю программу курса химии средней школы. По ряду вопросов (строение атома, химическая связь, химическое равновесие, растворы, окислительно-восстановительные процессы, электролиз) даются более глубокие сведения, чем в школьном учебнике. К сожалению, в книге не рассматриваются решения типовых задач. Книга предназначена для учащихся подготовительных отделений вузов, но ее можно рекомендовать и абитуриентам, занимающимся химией самостоятельно.

Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1995. — 302 с.
В пособии представлены задачи различной сложности. В целях развития навыков самостоятельной работы во всех разделах приведены типовые задачи с решениями. В отдельный раздел вынесены задачи повышенной трудности, которые обычно используются на вступительных экзаменах в вузы с более высокими требованиями по химии (химических, биологических, медицинских и др.) Книга предназначена для поступающих в вузы, однако она может быть также рекомендована слушателям подготовительных отделений вузов, а также учащимся средних школ.

Химия. Справочные материалы: книга для учащихся / Под ред. Ю. Д. Третьякова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
Приведенный в книге справочный материал поможет абитуриентам обобщить и систематизировать основные сведения по общей и неорганической химии.

И. Н. Семенов. Химия: пособие для поступающих в вузы. —Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. — 224 с.
Предлагаемое пособие может быть использовано для самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам в вуз. Главное внимание в пособии уделено вопросам общей химии. К сожалению, материал по неорганической химии подается в обобщенном виде.

Э. Т. Оганесян. Руководство по химии поступающим в вузы: справ. пособие. — М.: Высш. шк., 1991. — 464 с.
Это пособие рассчитано на читателей с различным уровнем подготовки. Материал, охватывающий всю программу вступительных экзаменов по химии, изложен в простой, доступной форме.

В. М. Потапов. Органическая химия: Проб. учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. шк. с углубл. изуч. химии. — М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
В пособии рассматриваются вопросы органической химии. Оно предназначено для учащихся школ с углубленным изучением химии, но может оказаться полезным и для тех, кто хочет самостоятельно получить дополнительные знания по этому предмету.

Сборник конкурсных задач по химии с решениями / Под ред. М. А. Володиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 348 с.
Сборник составлен коллективом преподавателей и научных сотрудников химического факультета МГУ. Задачи в сборнике подобраны таким образом, что для успешного решения каждой из них должны быть использованы знания нескольких разделов химии. Книга содержит материал в объеме программ средней школы и подготовительных отделений вузов.

Р. А. Лидин, В. А. Молочко. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. — М.: Химия, 1993. — 256 с. (Научно-популярная библиотека школьника).
Теоретический материал, охватывающий всю программу вступительных экзаменов по химии, в данном пособии излагается с учетом того, что читатель уже владеет знаниями химии в объеме школьной программы. Книга помогает учащимся значительно расширить и углубить свои познания в этой области. Существенное внимание в пособии уделено решению задач.

Решение задач по химии. Справочник школьника / Сост. Н. И. Берман. — М.: Филологич. об-во “Слово”, Центр гуманит. наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, ТКО “АСТ”, 1996. — 576 с.
Это учебное пособие рекомендуется для тех абитуриентов и школьников, у которых имеются трудности при решении задач по химии. Книга содержит подробные объяснения и решения типовых задач.

Е. П. Сидоров. Химический справочник школьника и абитуриента. — М.: Научно-технический центр “Университетский”, 1995. — 208 с.
Книга содержит справочные сведения, необходимые для успешной сдачи школьных и вступительных экзаменов. В справочник включены определители органических и неорганических веществ, описание которых встречается в задачах по химии, приведены химические свойства веществ и способы их получения. Справочник будет полезен как абитуриентам, так и школьникам при подготовке к выпускным экзаменам.

Л. Г. Гузей, В. В. Сорокин. Основные законы химии: Стехиометрия. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 16 с. (Библиотека абитуриента: Химия).
Пособие представляет собой дополнение к школьному учебнику, помогающее подготовиться и выдержать вступительные экзамены в вуз. В пособии рассматривается содержание основных законов химии. Анализируются количественные соотношения в химии — химическая стехиометрия и принципы решения расчетных задач на их основе.

Л. Г. Гузей, В. В. Сорокин. Растворы. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 16с. (Библиотека абитуриента: химия).
В пособии рассматривается теория растворов, выражения концентрации растворов, зависимости концентрации веществ от их природы, температуры и давления.

Л. С. Гузей, В. В. Сорокин. Основные законы химии: окислительно-восстановительные реакции. — М.: Изд-во МГУ, 1992. —16 с. (Библиотека абитуриента: химия).
В пособии рассматриваются теории окислительно-восстановительных реакций, способы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций, влияние среды на характер протекания реакций, а также сущность процесса электролиза. Приводятся типовые задачи, в основе решений которых лежит составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Л. С. Гузей, В. В. Сорокин. Энергетика и кинетика химических реакций. — М.: Изд-во УМГУ, 1992. — 16 с. (Библиотека абитуриента: химия).
Пособие посвящено энергетическим и кинетическим характеристикам химических процессов. Рассматриваются тепловые эффекты реакций, понятие скорости химических реакций и условия смещения химического равновесия.

Сайт управляется системой uCoz