Как показывают результаты вступительных экзаменов, школьная отметка по химии подтверждается далеко не всегда. При этом основные ошибки абитуриентов связаны как с недостаточно глубокими теоретическими знаниями предмета, так и с неумением правильно и рационально решать задачи.
Предлагаемые методические рекомендации не являются панацеей от всех бед. Это просто советы, которые акцентируют Ваше внимание на том, что требует проработки в первую очередь.
Можно выделить несколько наиболее типичных ошибок:
— неправильное составление полных и сокращенных форм ионных уравнений реакций;
— затруднения в составлении окислительно-восстановительных уравнений реакций (особенно в расстановке коэффициентов);
— непонимание процесса гидролиза;
— ошибки в составлении химических формул веществ (особенно структурных и электронных);
— затруднения в объяснении сущности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ и того, как это сказывается на химических свойствах данных соединений;
— ошибки при решении задач.
Как же избежать этих ошибок? Что делать? Начнем по порядку.
1. Очень часто определенные затруднения у абитуриентов вызывает неумение соединить воедино сведения, полученные на разных этапах обучения. Причиной этого может быть как достаточная разбросанность материала по различным разделам школьного учебника, так и отсутствие у учащихся навыков использовать свои знания для обобщения изучаемого материала. В результате ответ на экзамене получается неаргументированным и неполным.
Например, отвечая на вопрос о свойствах химических кислот, абитуриенты, как правило, основываются на материале учебника 8 класса. (Именно в 8 классе “проходят” эту тему.) Но такой ответ является далеко не полным. Ведь в учебнике 9 класса кислоты рассматриваются уже с точки зрения теории электролитической диссоциации; при изучении органической химии (10-11 классы) учащиеся знакомятся с органическими кислотами (карбоновые кислоты, аминокислоты, оксикислоты); в учебнике 11 класса подробно разбираются окислительно-восстановительные свойства некоторых кислот и т.д. Все эти сведения и должен включать в себя ответ на поставленный вопрос. Ведь цель вступительного экзамена — проверить знания учащихся, полученные в течение всего периода обучения.
Другой пример: объясняя сущность процессов, происходящих в растворах, абитуриенты часто пишут реакции только в молекулярном виде, хотя в соответствии с программой 9 класса должны уже уметь записывать уравнения подобных реакций в ионном виде. Кстати, это очень распространенная ошибка.
Помните, что абитуриент, сдающий вступительный экзамен в вуз, должен полностью владеть всем материалом требуемой программы по химии, а не только первоначальными сведениями, полученными в начале обучения.
2. При подготовке к вступительным экзаменам необходимо уделять должное внимание и тому, как то или иное положение теории можно применить к конкретным элементам или веществам. Как показывает опыт, это часто вызывает определенные трудности. Например, абитуриент не всегда может связать свои знания о периодическом законе с характеристикой отдельных элементов, а химические свойства какого-либо соединения с его составом и строением и т.д.
Такие затруднения объясняются как недостаточно хорошим знанием теории, так и тем, что нередко изучение химии сводится не к пониманию материала, а к запоминанию отдельных данных, что, в свою очередь, приводит к большому количеству ошибок.
Нельзя забывать, что глубокое понимание теории и умение применять ее на практике не только освобождает от механического запоминания огромного количества фактов, но и облегчает сам процесс усвоения материала.
3. Не менее типичны и ошибки, связанные с недостаточно хорошим знанием основных понятий и законов химии. Абитуриенты часто путают такие понятия, как масса и количество вещества, химический элемент и простое вещество, относительная молекулярная и молярная масса, валентность и степень окисления, не могут применить закон Авогадро для решения задач и т. п.
Четкие представления об этих разделах химии помогут не только ответить на поставленные вопросы, но и правильно решить задачи.
4. Решение задач — еще одна проблема, с которой сталкиваются абитуриенты при подготовке к вступительным экзаменам. В связи с тем, что решение задач дает возможность проверить теоретическую подготовку абитуриента, его умение применять полученные знания на практике, задачи всегда включаются в экзаменационные билеты. Трудности возникают из-за того, что в школьном курсе, как правило, расчетам не уделяется достаточного внимания. Принято считать, что это проблемы математические, а не химические. Кроме того, в учебниках приводится довольно ограниченное количество задач, что не дает учащимся достаточной практики в их решении.
Хочется еще раз обратить внимание на то, что успешно решать химические задачи возможно лишь при хорошем владении теоретическим материалом. При решении задач часто необходимо знание не только химических, но и физических свойств веществ, качественных реакций на катионы и анионы, окислительно-восстановительных реакций и т.д.
Часто ошибки связаны с недостаточно внимательным анализом текста условия задачи. Поэтому большее внимание надо уделять анализу условия предложенной задачи и выбору наиболее простого способа ее решения.
Бывает, что химический процесс, описанный в задаче, абитуриенту понятен, но не ясно, как решать задачу математически.
Для решения задач обычно используются два метода. Первый — метод пропорций — наиболее простой, но и более громоздкий. Второй метод основан на применении формул, он часто значительно упрощает и сокращает вычисления.
Нельзя также забывать, что к ошибкам в решении задач часто приводит и неправильная размерность величин. А значит, простой практический совет: проверяя размерность величин, Вы можете ликвидировать часть своих ошибок.
Однако надо помнить, что если Вы хотите научиться хорошо решать химические задачи — выход один — практика и еще раз практика! Надо решать как можно больше задач, особенно по тем разделам программы, которые вызывают у Вас трудности.
Но начать лучше всего с развернутых решений типовых задач, приводимых в учебниках и учебных пособиях, очень внимательно разобрать их и только после этого решать задачи самостоятельно.
Решать задачи необходимо на протяжении всего времени подготовки к экзамену. Это не только даст навык в решении задач, но и поможет лучше закрепить теоретический материал.
5. В целях успешной подготовки к вступительным экзаменам по химии, особенно в вузы с повышенными требованиями (МГУ, химические, медицинские и т.п.), рекомендуется пользоваться не только учебниками, но и учебными пособиями. Список некоторых из них приведен в данной книге. Систематическое изучение дополнительной литературы поможет избежать тех ошибок, о которых говорилось выше. Однако надо иметь в виду, что избыток информации, полученной в короткое время непосредственно перед экзаменом, может плохо сказаться на результатах.
Для того чтобы качественно подготовиться к вступительному экзамену в высшее учебное заведение, недостаточно пользоваться только школьным учебником. Бывает необходимо использовать и дополнительную литературу, например, справочники, сборники задач и т. д. В настоящее время существует множество различных учебных пособий по химии, и здесь приводится список некоторых из них. Чтобы помочь читателю сделать правильный выбор, название каждой книги сопровождается краткой характеристикой. Кроме того, список специально был составлен с учетом различной начальной подготовки школьников. Таким образом, каждый из Вас сможет легко подобрать необходимую именно ему книгу.
Например, учащимся, которые испытывают затруднения с решением задач, можно рекомендовать начать со сборника “Решение задач по химии” (сост. Н.И.Берман, 1996 г.). В этой книге приводятся подробные объяснения и решения типовых задач.
Тем, кого интересуют более сложные задачи, будут полезны следующие книги:
— Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. “Задачи по химии для поступающих в вузы” (1995 г.);
— “Сборник конкурсных задач по химии с решениями” , под ред. М. А. Володиной (1983 г.);
— В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. А. Попков. “Конкурсные задачи по химии” (1995 г.).
Учебное пособие “ Органическая химия ” В. М. Потапова (1992 г.) будет интересно тем, кто хотел бы лучше разобраться именно в вопросах органической химии.
Простым и доступным языком написано учебное пособие Г.П.Хомченко “Химия для поступающих в вузы” (1996 г.), которое будет полезно учащимся с различным уровнем подготовки. Абитуриентам, которые собираются поступать в вузы с повышенными требованиями по химии, можно рекомендовать такие учебные пособия, как “Начала химии” Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина, В.А.Попкова (1997 г.), “Готовимся к экзамену по химии” П.М.Волович, М.И.Бровко (1997 г.). Эти книги помогут учащимся значительно расширить и углубить свои знания в области химии. Если по тем или иным причинам приобрести данные книги будет трудно, можно использовать учебные пособия:
— Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. “Химия для учащихся старших классов и поступающих в вузы” (1995 г.);
— Р. А. Лидин, В. А. Молочко . “Химия для абитуриентов” (1993 г.).
Надеемся, что прилагаемый ниже список литературы будет для Вас полезным и поможет Вам в подготовке к экзамену.
Н.
Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков.
Начала химии. Современный
курс для поступающих в вузы.
В 2-х тт. — М.: 1-я
Федеративная Книготорговая Компания, 1997. (1 т. — 448 с., 2 т. — 384 с.).
Эту книгу отличает
современное изложение основ химии, которые необходимо знать поступающим в вузы.
Авторами широко и систематически представлен материал по общей, неорганической и
органической химии. Большое внимание уделяется той роли, которую играет химия в
современном обществе. С этой целью используются многочисленные примеры, взятые
из жизни. Безусловный интерес представляют и нетрадиционные разделы, такие как
“Жидкие кристаллы” или “Благородные газы”.
П.
М. Волович, М. И. Бровко.
Готовимся к экзамену по
химии. — М.:
Рольф, 1997. — 384 с.
Это учебное пособие
написано для тех, кто хочет систематизировать свои знания по химии и
ликвидировать пробелы в понимании материала. При рассмотрении каждого
теоретического вопроса авторы большое внимание уделяют различным примерам того,
как то или иное положение теории можно применить к конкретным элементам и
веществаам. В книге приведен материал, необходимый для решения задач с разбором
некоторых типовых примеров.
Г.
П. Хомченко.
Химия для поступающих в
вузы: Учеб. пособие.
— М.: Высш. шк., 1996. —
447 с.
Основная задача этой
книги — помочь абитуриентам повторить курс химии в объеме средней школы. Однако
приводится и дополнительный материал, направленный на более полное раскрытие
некоторых важных вопросов школьного курса химии. Большое внимание уделяется
разбору типовых задач и их решению.
Г.
П. Хомченко.
Химия (для
подготовительных отделений). Учебник.
— М.: Высш. шк., 1993. —
368 с.
Материал,
представленный в этой книге, охватывает всю программу курса химии средней школы.
По ряду вопросов (строение атома, химическая связь, химическое равновесие,
растворы, окислительно-восстановительные процессы, электролиз) даются более
глубокие сведения, чем в школьном учебнике. К сожалению, в книге не
рассматриваются решения типовых задач. Книга предназначена для учащихся
подготовительных отделений вузов, но ее можно рекомендовать и абитуриентам,
занимающимся химией самостоятельно.
Г.
П. Хомченко, И. Г. Хомченко.
Задачи по химии для
поступающих в вузы: Учеб. пособие.
— 2-е изд. — М.: Высш.
шк., 1995. — 302 с.
В пособии
представлены задачи различной сложности. В целях развития навыков
самостоятельной работы во всех разделах приведены типовые задачи с решениями. В
отдельный раздел вынесены задачи повышенной трудности, которые обычно
используются на вступительных экзаменах в вузы с более высокими требованиями по
химии (химических, биологических, медицинских и др.) Книга предназначена для
поступающих в вузы, однако она может быть также рекомендована слушателям
подготовительных отделений вузов, а также учащимся средних школ.
Химия. Справочные материалы: книга для учащихся
/ Под ред. Ю. Д.
Третьякова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
Приведенный в книге
справочный материал поможет абитуриентам обобщить и систематизировать основные
сведения по общей и неорганической химии.
И.
Н. Семенов.
Химия: пособие для поступающих в вузы.
—Л.: Изд-во Ленинград.
ун-та, 1989. — 224 с.
Предлагаемое пособие
может быть использовано для самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам
в вуз. Главное внимание в пособии уделено вопросам общей химии. К сожалению,
материал по неорганической химии подается в обобщенном виде.
Э.
Т. Оганесян.
Руководство по химии
поступающим в вузы:
справ. пособие. — М.: Высш.
шк., 1991. — 464 с.
Это пособие
рассчитано на читателей с различным уровнем подготовки. Материал, охватывающий
всю программу вступительных экзаменов по химии, изложен в простой, доступной
форме.
В.
М. Потапов.
Органическая химия: Проб. учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. шк. с углубл.
изуч. химии. —
М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
В пособии
рассматриваются вопросы органической химии. Оно предназначено для учащихся школ
с углубленным изучением химии, но может оказаться полезным и для тех, кто хочет
самостоятельно получить дополнительные знания по этому предмету.
Сборник конкурсных задач по химии с решениями
/ Под ред. М. А.
Володиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 348 с.
Сборник составлен
коллективом преподавателей и научных сотрудников химического факультета МГУ.
Задачи в сборнике подобраны таким образом, что для успешного решения каждой из
них должны быть использованы знания нескольких разделов химии. Книга содержит
материал в объеме программ средней школы и подготовительных отделений вузов.
Р.
А. Лидин, В. А. Молочко.
Химия для абитуриентов. От
средней школы к вузу.
— М.: Химия, 1993. — 256
с. (Научно-популярная библиотека школьника).
Теоретический
материал, охватывающий всю программу вступительных экзаменов по химии, в данном
пособии излагается с учетом того, что читатель уже владеет знаниями химии в
объеме школьной программы. Книга помогает учащимся значительно расширить и
углубить свои познания в этой области. Существенное внимание в пособии уделено
решению задач.
Решение задач по химии. Справочник школьника
/ Сост. Н. И. Берман.
— М.: Филологич. об-во “Слово”, Центр гуманит. наук при ф-те журналистики
МГУ им. М. В. Ломоносова, ТКО “АСТ”, 1996. — 576 с.
Это учебное пособие
рекомендуется для тех абитуриентов и школьников, у которых имеются трудности при
решении задач по химии. Книга содержит подробные объяснения и решения типовых
задач.
Е.
П. Сидоров.
Химический справочник школьника и абитуриента.
— М.: Научно-технический
центр “Университетский”, 1995. — 208 с.
Книга содержит
справочные сведения, необходимые для успешной сдачи школьных и вступительных
экзаменов. В справочник включены определители органических и неорганических
веществ, описание которых встречается в задачах по химии, приведены химические
свойства веществ и способы их получения. Справочник будет полезен как
абитуриентам, так и школьникам при подготовке к выпускным экзаменам.
Л.
Г. Гузей, В. В. Сорокин.
Основные законы химии:
Стехиометрия. —
М.: Изд-во МГУ, 1992. — 16 с. (Библиотека абитуриента: Химия).
Пособие представляет
собой дополнение к школьному учебнику, помогающее подготовиться и выдержать
вступительные экзамены в вуз. В пособии рассматривается содержание основных
законов химии. Анализируются количественные соотношения в химии — химическая
стехиометрия и принципы решения расчетных задач на их основе.
Л.
Г. Гузей, В. В. Сорокин.
Растворы.
— М.: Изд-во МГУ, 1992. —
16с. (Библиотека абитуриента: химия).
В пособии
рассматривается теория растворов, выражения концентрации растворов, зависимости
концентрации веществ от их природы, температуры и давления.
Л.
С. Гузей, В. В. Сорокин.
Основные законы химии:
окислительно-восстановительные реакции.
— М.: Изд-во МГУ, 1992.
—16 с. (Библиотека абитуриента: химия).
В пособии
рассматриваются теории окислительно-восстановительных реакций, способы
составления уравнений окислительно-восстановительных реакций, влияние среды на
характер протекания реакций, а также сущность процесса электролиза. Приводятся
типовые задачи, в основе решений которых лежит составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций.
Л.
С. Гузей, В. В. Сорокин.
Энергетика и кинетика
химических реакций.
— М.: Изд-во УМГУ, 1992. —
16 с. (Библиотека абитуриента: химия).
Пособие посвящено
энергетическим и кинетическим характеристикам химических процессов.
Рассматриваются тепловые эффекты реакций, понятие скорости химических реакций и
условия смещения химического равновесия.