Последний год обучения в школе


 

    С поступления в вуз начинается карьера. И заканчивается нормальная жизнь подростка. Год перед институтом, посвященный репетиторам и зубрежке, часто оказывается труднее, чем поступление в институт.


 

Последний год, он трудный самый

    Стандартный рецепт поступления в вуз известен всем так же хорошо, как тайна приготовления национального салата "Оливье". Родители платят за то, чтобы именно преподаватели выбранного учебного заведения "натаскали" их отпрыска. Но подготовительные вузовские курсы в тандеме с репетиторами (да по нескольким предметам!) - это колоссальная нагрузка для детей.
     Юлия Шипкова, психолог-консультант Московского городского психолого-педагогического института: "Родителям обязательно надо смотреть на общее состояние здоровья ребенка. Сейчас в связи с плохой экологической ситуацией, большими нагрузками в школе, стрессами практически всем детям психотерапевты ставят диагноз "органика" - что значит минимальная мозговая дисфункция. То есть современные дети могут выносить все меньше и меньше нагрузкок".
    Учителя, как это часто бывает, более жестко оценивают ситуацию.
     Лариса Клипина, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы 1410: "Я считаю, что режим интенсивной работы в течение года при правильной организации не повредит ребенку. Наоборот, он научится трудится, и это поможет ему в институте".
    Взвесив все "за" и "против", многие родители, стремясь облегчить участь своему чаду, по-другому расставляют акценты. То есть в разряд дополнительной нагрузки переводят школьное обучение. Ребенок, считают они, должен серьезно заниматься только тем, что ему действительно пригодится. Не помешала же Наполеону неспособность выучить немецкий язык сделать карьеру.
    В соответствии с гигиеническими требованиями к организации образовательного процесса в Москве число уроков в старших классах не должно быть больше шести. Объем домашнего задания не должен превышать половины объема аудиторной нагрузки. Спать в 16-18 лет нужно не меньше 8-8,5 часов. И не меньше трех часов в неделю заниматься спортом.

 

 

    Если ребенок тянет на медаль, конечно, нужно отдать все силы школьным занятиям. Если вы решили ориентироваться на репетиторов, договоритесь в школе о новом распределении учебной нагрузки.
     Лариса Клипина: "По предметам, которые не нужны для поступления в вуз, можно перейти на экстернатную форму обучения. Для этого нужно только заявление на имя директора школы. При этом ребенок может ходить на консультации к учителю. Никто из наших учеников, которые пошли этим путем, школьных экзаменов не заваливал. Кроме того, можно перейти на свободное посещение некоторых предметов. Если ребенок не может посещать занятия в этот день, он потом отработает пропущенное. Часто школа сама идет навстречу выпускникам: составляет удобное расписание, когда ряд предметов заканчивается в первом полугодии, и второе полугодие более разгружено. При плохом здоровье можно сократить и количество занятий. Нужна справка из поликлиники и заявление директору, тогда ребенок по выбору сможет пропускать один день в неделю полностью или иметь два сокращенных дня в неделю. Это снизит школьную нагрузку".
     Мария Колосова, психолог: "Нагрузка в последний школьный год должна планироваться так, чтобы программа по каждому из сдаваемых предметов была проштудирована полностью, а затем повторена конспективно. Причем до марта хорошо бы закончить близкое ознакомление с программой, апрель - май потратить на подготовку к выпускным экзаменам и лишь за месяц до поступления произвести конспективный обзор. Здесь работают законы перехода кратковременной памяти в долговременную".
    Деликатный вопрос. Уместно ли сообщать ребенку, какие бешеные деньги вы в него вкладываете? Если ребенок вам его задает, лучше ответить честно. Но мерить деньгами ожидания от ребенка - только спровоцировать его на гипертревожность - "боюсь не поступить" - сильнее, чем "хочу поступить". В любом случае подросток не должен испытывать чувство вины за то, что остальные члены семьи ущемляют себя ради него. Ведь тратить или не тратить деньги решают в конце концов родители, а раз это их решение, то и ответственность за него несут они.

Первым делом самолеты

    Многие родители за год до поступления в институт принимают радикальное решение: учеба - прежде всего, а все остальное, не имеющее прямого отношения к поступлению (домашние обязанности, тренировки, бальные танцы и общение с друзьями и подругами), подождет до лучших времен.
     Мария Колосова: "Последствия такого решения чаще всего негативны. Ребенок может пойти на ложь - говорить, к примеру, что был на подготовительных курсах, а сам проводить время наиболее ценным, с его точки зрения, образом.
    Так что и другим интересам старшеклассников, помимо учебы, нужно найти место. Чтобы ребенок сам мог организовать свою жизнь, предложите ему составить список всех значимых для него дел - на день, на неделю, на месяц. Хотя долгосрочное планирование детям не очень-то дается. Потом попросите определить относительную важность каждого дела (можно просто расположить дела от наиболее важного, на взгляд ребенка, к самому второстепенному). Попросите дать каждому пункту списка эмоциональную оценку, скажем, от минус пяти до плюс пяти. Если вы сами в корне не согласны с полученной ранжировкой, составьте свой альтернативный список и обсудите разницу".
    Как будут чередоваться отдых и работа - дело индивидуальное.
     Юлия Шипкова: "Моторные дети быстро утомляются, "тупеют" и перестают эффективно усваивать материал. Зато они так же быстро возвращаются в рабочее состояние. А более медлительные могут "пахать" долго, но нуждаются и в большем времени для восстановления серых клеточек.
    Экстравертам (общительным детям) хорошую разгрузку дает прогулка на улице с друзьями, для них главный отдых от учебы - общение. Интравертам (замкнутым в себе детям) во время отдыха лучше почитать книжку. Мое личное мнение - детей нужно в это время как можно дальше держать от телевизора и особенно от компьютера. Это очень плохо влияет на его мозговую деятельность и нервное состояние. Природа и спорт гораздо лучше. Компьютер вообще лучше исключить, если у ребенка есть психические отклонения, например клептомания, проблемы в общении с ровесниками. Иначе он вообще не сможет без него обходиться".
     Мария Колосова: "Лучшим отдыхом (кроме сна, который служит отдыхом абсолютным) будет смена деятельности. И на макроуровне - ребенок долго сидел, пусть погуляет, покатается на лыжах и т.д. И на уровне психических процессов - если корпел над книгой, то чтение другой книги, равно как и сидение в Интернете, отдыхом не будет. Лучше пойти пообщаться с друзьями. Если же обучение построено в форме диалога или общения, то уединение - даже с компьютером - может принести разгрузку. Вообще, чем более рационально построена жизнь ребенка, тем более иррациональной разгрузки требует его психика. В этом случае, скажем, футбольный матч становится громоотводом для сдерживаемых эмоций. То есть в жизни ребенка должно остаться место чему-то неорганизованному и неупорядоченному родителями".
     Лариса Клипина, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы N 1410: "Физкультурой при таком режиме работы необходимо заниматься не менее 3,5 часов в неделю. Как правило, это два урока физкультуры в школе плюс раз в неделю аэробика, шейпинг, футбол".

Страдания юного Вертера

    Любовь, к сожалению, не лечится. И голове мешает думать изрядно. И в 17 лет случается, как никогда, часто. Можно попробовать договориться с родителями избранника или избранницы, чтобы время, отведенное на подготовку к поступлению, у обоих по возможности совпадали. И таким образом дать ребятам возможность проводить пару часов, отпущенных на отдых, вместе.
     Юлия Шипкова: "Любовь - достаточно серьезная проблема в этом возрасте. Для ребенка это - всегда страшное переживание и травма, и он должен знать, что вы с ним, всегда поймете и выслушаете. Нужно помочь пережить ему состояние стресса и научиться ему бороться со стрессом. Мягко объяснить, что не он один такое переживает. Некоторые дети, чаще девочки, уже настроены на семью, любовь. Для них это главное. С такими детьми сложно. Тут уж лучше даже забыть про экзамены и подготовку, главное, не дать ребенку сорваться. От такого состояния до прыжка с десятого этажа - один маленький шаг.
    Если ребенок по натуре будущий карьерист, он сам поймет, что ему важнее. Чтобы подвести его к правильному выбору, можно посмотреть вместе с ним на происходящее со стороны. Очень важно связать его теперешнее состояние и будущее. Объяснить, что то, что он делает сейчас, отразиться на всей его жизни".

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz