О службе Сектор по культуре Социальные службы Библиотека ЛИТО Мой город

 

Гостевая

Форум

                Низовская церковь в полях                  

 E

 

       Сланцевская церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери находится в нескольких километрах к северу от деревни Большие Поля, по старому тракту Гдов-Нарва. Изначально она являлась приписной церковью-школой и располагалась в селе Низы. По планам строительства Прибалтийской ГЭС в г. Нарва село Низы и несколько деревень по Нарове и  вверх от устья реки Плюссы должны были быть затоплены водами водохранилища. В этих условиях произвели выселение населения затопляемой зоны. Однако расчеты не во всем оказались верны. К примеру, -  выселенная деревня Подкино не подверглась затоплению. Низы же, относившиеся к старинному погосту Черно (приходский храм во имя Святой Троицы), оказались под водой. В преддверии этого верующие и инициативные жители предприняли перенос дорогого им храма в безопасную местность близ Больших Полей. Это, впрочем, не избавило от посягательств в годы хрущевских гонений на церковь, когда храм едва удалось отстоять. Долгие-долгие годы атеисты из руководства города организовывали милицейско-общественные кордоны на дальних и ближних подступах к нему в дни проведения Крестных ходов, особенно на Пасху. Задача кордонов была отсечь притекавшую молодежь, которую усаживали в специальные машины и заворачивали в город. Само место поставления перенесенного храма находится в нескольких километрах от последней остановки пригородного автобуса. Не каждый верующий сумеет попасть на службу. – Слишком далеко идти. Особенно тяжело больным и престарелым.

По сведениям епархии  Низовская церковь во имя Казанской Божией Матери была построена в 1898 году. До нее в тогдашней деревне в 1866 году отмечены две деревянные часовни – одна во имя Святых мучеников Флора и Лавра, вторая во имя Святого Архистратига Михаила. В это время в деревне насчитывалось 24 двора и 135 жителей. Находилась она в пятнадцати верстах от прихода, что создавало большие сложности с посещением служб. 

После отмены крепостного права в 1861 году повсеместно инициативный люд начал зарабатывать немалые деньги. Это дало возможность на изломе веков выстроить в северной Гдовщине до десятка новых храмов, в т.ч. большие храмы Пенино, Козьей Горы, Старополья, Рудно, Ольгина Креста, Скамьи, Зажупанья. Меньшие храмы возвели в Новоселье, Иван Ручье, Шавково. В ряду последних и был храм-школа Низов. Аналогичная храм-школа во имя Покрова в это же время выстроилась в старинном торговом селе Ложголово.

 Освящение низовской церкви при церковно-приходской школе было произведено благочинным Ямбургского Екатерининского собора священником Алексеем Васильевичем Братолюбовым (8.07.1899).

 Всего на 10 населенных мест Черновского прихода в 1906 году существовало 6 школ. Низовская насчитывала 27 учащихся. По всем школам законоучительствовал священник Василий Соколов. Занятия начинались с 15 сентября. 

 Василий Аристархович Соколов (20.02.1877 г. рождения) происходил из Пашского погоста, Новоладожского уезда. В 1900 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Определен на служение в Черно 14.10.1900 года. В 1902 году награжден набедренником, в 1906 – скуфьею, 06.05.1910 – камилавкою. Он служил до времен революций. Дальнейших сведений о нем, к сожалению, пока нет. 

В 1920 году по Тартусскому договору Низы и несколько иных деревень прихода перешли под юрисдикцию Эстонии (Усть-Черно, Марьинско, Жердянка и др.). Рассказывали, что в 1922 году храм-школа был перестроен.  Эстонская власть в отличие от советской богослужению не препятствовала. Оно продолжалось  по всем православным церквям правобережного Понаровья - в Низах, Ольгином  Кресте, Скамье и Криушах. В левобережье служили в Нарве, Яме и Сыренце. Эстонские хуторяне за неимением лютеранских и прочих неправославных храмов иногда посещали православные. Для иноверческих захоронений создавались лютеранские участки на православных кладбищах Скамьи и Ольгина Креста. В Сланцах существовало старинное Лютеранское кладбище в деревне Большие Поля. Сходная ситуация должна была существовать при храме Криуш. 

Рассказывали, что низовскую церковь любил посещать и совершать в ней богослужения архиепископ Нарвский и Изборский Евсевий, который наставлял прихожан словами: «Русский народ не пропадет и не погибнет, покуда он будет православным. Быть русским – значит быть православным». 

Количество русского населения в Понаровье превышало 90%. Не секрет, что существовала известная «настороженность» эстонской власти по отношению к нему. Так сложилось исторически на протяжении столетий, что русские и эсты воевали. Дело усугублялось вмешательством иностранцев. Эти даже насадили эстам свою веру. 

Кое-кто из русскоговорящего населения Принаровья бежал в пределы СССР. Известны приходы целых делегаций на советские пограничные кордоны. – Люди подвергались известной пропаганде. Тем или иным путем к ним попадали советские газеты и издания прославлявшие новоявленную власть. Никакого негатива о советской жизни в них не было. Часть пограничников скептически смотрела на обращающихся. Некоторые пришедшие на кордоны (иногда колоннами и с флагами) просились в СССР, часть для воссоединения с родственниками, часть по идейным соображениям. Бывало и общение через Нарову (люди и родственники перекликались), но это было связано с большим риском. Перебежчиков (часто с семьями) отправляли на заставу и далее в комендатуру Сланцев. Арестованных мужчин привязывали к седлу конвоира. Близкие, большие и маленькие, шли сзади гуськом. Не редки были процессы о шпионаже. Простых беженцев выдавали за диверсантов и шпионов – в духе того времени. Суд, располагавшийся близ Никольского храма (в конце одной из Советских улиц, территория современного города Сланцы), выносил полагающиеся вердикты. 

 В связи со сложной приграничной обстановкой в правобережье Наровы существовал особый полувоенный режим власти. Военные стояли в Скамье, Печурках и других местах. Не все были довольны установившимися порядками. Многие потеряли лес, землю, недвижимость, вклады и дело в советском приграничье.

По сведениям краеведа Н. Баклагина в июле 1941 года при обстреле беженцев пострадало село Низы и низовская церковь. Впоследствии тщанием верующих она была отремонтирована и спасена. Известно, что 17 июля 1941 г. люди, уходившие пешим ходом в эвакуацию на восток через Нарву  вместе с отступавшими из-под Гдова группами красногвардейцев внезапно были застигнуты бомбежкой.  В небе безраздельно господствовали тогда немецкие самолеты. Солдаты и беженцы, укрывшиеся в храме, не пострадали. Устоял храм и в период с 18 июля по 18 августа 1941 г., когда по Нарове, по устью Плюссы и по реке Пяте прошла линия советско-германского фронта, когда от разрывов тяжелых артиллерийских снарядов в Низах и окрестностях в домах  вылетали стекла вместе с рамами. 

Известно, что с Православных праздников осени 1941 года сланцевчане и сельские жители округи, находившиеся в оккупации, начали большими и малыми группами ходить в Свято-Казанский храм Низов. Принимали их гостеприимные  жители села. В тяжелейшую годину войны Низовская церковь фактически  становилась и городским храмом Сланцев. Надо отметить, что посещение храма в оккупацию было затруднено наличием границы, охрану которой немцы вручили кордонам эстонской военно-националистической организации «Омакайсте». Эстонцы требовали предъявить «аусвайс» - пропуск. Зачастую вымогали  натуроплату за проход: сало, сметану, яйца, масло. 

 Помощь Псковской Православной миссии в открытии церквей, в налаживании церковно-приходской жизни в нашем крае явно была востребована нашими русскими людьми. 

Все деревни Низовского прихода и храм уцелели и в 1944 году, когда линия фронта с февраля – по сентябрь пролегла вновь по реке Нарове, когда здесь проходила ожесточенная Нарвская битва. Освобождение Низов произошло в 2 часа ночи 2.02.1944 года воинами 2-й Ударной Армии. Стремительный бросок войск спас от планов «Омакайсте» сжечь храм и село. Молодчиками этой полиции уничтожены храмы Скамьи, Ольгина Креста, Криуш и Рудно. Пострадали и другие погосты. Почему-то ни о какой компенсации за разрушения храмов противная сторона сегодня речи не ведет. 

Перенос церкви перед затоплением осуществляли в 1954 или 1955 году (рассказывают по-разному). Священник Александр (Дубровский), проживавший в Низах после закрытия сиженского храма в 1951 году, руководил работами. Ему помогали верующие и доброхоты. 

Отец Александр Дубровский в 1930-х годах служил священником в Петропавловской церкви села Сомино на востоке нашей области. Подвергся  гонениям и репрессиям от безбожной власти - был арестован и заключен в тюрьму.

В годы Великой Отечественной войны был из нее освобожден и добровольно ушел на фронт сражаться за Родину.  Прошел дорогами Великой Отечественной до границ Германии, в составе войск I Белорусского фронта. Был ранен, по излечении в госпитале ему было предложено вернуться к пастырскому служению. В победном 1945 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория II возглавил приход церкви Св. Михаила Архангела в селе Сижно нашего Сланцевского района.  Приходилось жить с большой семьей прямо в сиженском храме (в комнате при входе). В дальнейшем проживал в городе Сланцы, на самом берегу Плюссы. Годы его жизни – 1893-1974. Похоронен с супругой на Большепольском кладбище. Дети его до сих пор проживают в Сланцах.  

Подвиг отца Александра не забыт сланцевчанами. Благодаря его усердию в Сланцах  была возведена церковь. Ее явно не хватало верующим и страждущим.  По вопросам прихода приходилось обращаться даже в Москву.

 По закрытии прихода в Сижно колокол оттуда перенесли в Польскую перенесенную церковь. Она, воистину, явилась символом воссоединения русского народа.

Граница с Эстонией прошла по Нарове. В целом ее (введенную в одностороннем порядке российской стороной в годы Перестройки) следует признать неудовлетворительной. Эстонии отошли наровские острова и фарватер. В садоводческом товариществе «Здоровье» (стык Слацевского и Гдовского района, берег Чудского озера) при отходе вод озера (в жаркие годы) пляж оказывается… в Эстонии. Именно по нему (или по акватории) идет граница, не по середине озера. Парадоксально, но даже в селенье Скамья, на дамбе, известны случаи снятия российских сетей эстонскими пограничными службами. Это правобережье.  

После отца Александра в польском храме служил священник Игорь Тихомиров (с 1975 года). При нем была зарегистрирована новая церковная община в Сижно. Планировали восстановить к богослужению старинную Михайловскую церковь. Под этим предлогом заинтересованные пытались закрыть польской храм. Божьим промыслом это не удалось. Теперь близ города две действующих церкви.  

Недавно освятили место строительства городского храма во имя Святого Праведного Серафима Саровского. До благодатных времен его постройки верующие посещают часовню во имя его же, водительствуемые добрым пастырем о. Алексием (Гришановым). Дай Бог осуществить ему нелегкое строительство.

 

Литература

 

Баклагин Н. Русский православный Святой и Провидец. Гдовская заря. 23.11.1999.

Баклагин Н. Наша Святыня. Знамя труда. 12.11.1992.

 

Домашняя

Спорт

Развлечения

Афиша

Краеведение

Трудоустройство

Образование

Молодежь

Культура

 

Дизайн сайта: Захарова Юлия, Зайцева Евгения.

Редактор сайта: Тумурук А.В.

Сайт разработан при поддержке Комитета по физической культуре, туризму, спорту,  молодежной политики Ленинградской области, Отдела молодежной политики Сектора по культуре Администрации МО "Сланцевское городское поселение", Центральной городской библиотеки г. Сланцы,  Молодежного совета при главе администрации г. Сланцы.

Сайт управляется системой uCoz