Для успешной подготовки к любому экзамену (не обязательно экзамену по физике) необходимы учебные пособия, и начинать следует с подбора учебной литературы.
Какие книги выбрать для подготовки? Если абитуриент уверен в своих силах, то, для подготовки к письменному экзамену ему можно порешать задачи того учебного заведения, в которое он собирается поступать, еще лучше — вуза более высокого уровня (например, МГУ или МФТИ). Не стоит приобретать подряд все учебники и задачники, которых к настоящему времени выпущено достаточно большое количество. Изучить их все за ограниченное время подготовки к экзамену, наверно, невозможно. Поэтому мы рекомендуем ограничить выбор несколькими пособиями и задачниками. В идеале, видимо, должна быть одна хорошая книжка, излагающая теорию наиболее близко к программе для поступающих в вузы, и один хороший задачник.
Можно изучать материал просто по школьным учебникам для 9–11-го класса. Но здесь надо учесть, что учебники, прежде всего, рассчитаны на первичное ознакомление с предметом. Обычно большое место в них отводится на вводные понятия, на историю вопроса, то есть на такие вещи, которые не очень интересуют экзаменаторов. Поэтому при чтении учебника всегда приходится задумываться, насколько важен тот или иной параграф. В учебных пособиях, как правило, все параграфы равноценны.
К сожалению, в некоторых учебниках отдельные разделы программы для поступающих отсутствуют вовсе. Например в учебнике для 11 класса средней школы авторов Шахмаева Н.М., Шахмаева С.Н., Шодиева Д.Ш. раздел геометрическая оптика отсутствует. Советую использовать школьные учебники старых изданий: Физику для 9-го класса, авторы Кикоин И. К., Кикоин А. К. и для 10-го класса, авторы Буховцев Б. Б., Климонтович Ю. Л., Мякишев Г. Я. — до 1989-го года издания включительно; Физику для 11-го класса, авторы Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. — до 1990 года издания включительно. Учтите, что раньше эти три учебника назывались Физика 8 , Физика 9 и Физика 10 . Материал вступительных экзаменов в них изложен наиболее полно.
Для повторения раздела «Механика» обычные школьные учебники не вполне подходят, хотя дело здесь совсем не в каких-то недостатках изложения. Просто механика по программе изучается в 9-м классе, когда ученики еще не знакомы с одним из важнейших математических понятий, необходимым для наиболее полного изучения основ механики, — понятием производной и операцией дифференцирования.
Кстати, этого недостатка в какой-то мере лишены учебники физики для 10 и 11 классов школ с углубленным изучением физики под редакцией А. А. Пинского — хотя бы потому, что механика там излагается в 10-м классе, когда ученики уже начинают знакомиться с понятием предела. Недостатком этого учебника (только в смысле подготовки к вступительному экзамену!), видимо, является большое количество дополнительного материала. Безусловно, дополнительный материал полезен, но изучать его имеет смысл только тогда, когда есть достаточно времени для изучения основного материала.
Отдельно механика очень хорошо изложена в учебнике для школ и классов с углубленным изучением физико-математических дисциплин: Физика. Книга 1. Механика , авторы Е.И. Бутиков, А. С. Кондратьев . Следует отметить, что в этом учебнике даны все разделы механики, включая колебательные и волновые процессы.
Последние два учебника будут полезны для абитуриентов, поступающих в вузы, где требуется достаточно глубокое знание курса физики (физический факультет МГУ, МФТИ и т.п.).
На наш взгляд, эффективней самостоятельно готовиться, используя пособия, специально предназначенные для поступающих в вузы. Перечислим наиболее доступные учебные пособия центральных издательств, которые проверены временем, — выдержали несколько изданий (их будет несложно найти в букинистических магазинах)
Кабардин О. Ф.
Физика: справочные
материалы (3-е
издание) — М.: Просвещение, 1991 — 367 с.
Пособие, помимо
изложения теоретического материала школьного курса физики с VII по XI классы,
содержит примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения. В пособии
имеется большое количество черно-белых иллюстраций.
Мустафаев Р. А., Кривцов В. Г.
Физика.
В помощь поступающим в
вузы: учебное пособие для слушателей подготовительных отделений вузов. — М.:
Высшая школа, 1989 — 496 с.
Пособие не содержит
задач, но, в отличие от предыдущей книги, имеет систему контрольных вопросов,
позволяющих эффективно самостоятельно подготовиться к экзамену. Много двуцветных
иллюстраций.
Яворский Б.М., Селезнев Ю.А.
Справочное руководство по
физике для поступающих в вузы и для самообразования
(4-е издание). — М.:
Наука, 1989. — 576 с.
Теоретический
материал, изложенный в пособии систематизирован и очень удобно представлен для
составления краткого конспекта, полезного при подготовке к экзамену. Изложение
материала сопровождается примерами и решениями задач.
Элементарный учебник физики:
Учеб. пособие. В 3-х т.
(11-е издание) / под ред. Г. С. Ландсберга. — М.: Наука, 1995.
Классика. На наш
взгляд слишком тяжеловата — три тома — для относительно быстрой подготовки к
экзамену, содержит большое количество дополнительного материала. Отдельные вещи
откровенно устарели (по форме, но не по содержанию!). По такому учебнику следует
готовиться тем, кто собирается в дальнейшем серьезно заниматься физикой. Большое
количество одноцветных иллюстраций. Десять цветных иллюстраций в третьем томе.
Физика 9–11
(Карманный справочник). — М.: НТЦ «Университетский», 2000.
На 80 страницах
компактно изложен основной теоретический материал по всему курсу физики.
Мясников С. П., Осанова Т. Н.
Пособие по физике
(5-е издание). — М.:
Высшая школа, 1988 — 399 с.
Большое количество
задач среднего уровня сложности, в основном, чуть-чуть посложнее, чем в школьном
учебнике, но стандартных, не очень сложных. Каждый раздел начинается очень
краткой теоретической частью и решением характерных задач по данной теме.
Удачный учебник для поступающих в технические вузы.
Парфентьева Н.А., Фомина М. Б.
Решение задач по физике.
В помощь
поступающим в вузы. (В двух частях). — М.: Мир, 1993.
Книга учит
грамотному подходу к решению задач по физике, поможет самостоятельно
подготовиться к выпускным экзаменам в школе и вступительным экзаменам в вуз.
Каждый раздел предваряется теоретической частью. Содержатся как задачи с
решениями, так и задачи для самостоятельного решения по всем разделам школьного
курса.
Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В.В., Мякишев В. Я.
Задачи по физике для
поступающих в вузы.
— М.: Наука, 1987. — 397
с.
В пособии содержатся
задачи разного уровня сложности по всем разделам школьного курса. Перед каждой
темой есть пояснения и формулы, необходимые для решения соответствующих задач. В
конце задачника приведены решения наиболее важных и наиболее сложных задач.
Гольдфарб Н. И.
Сборник вопросов и задач
по физике. —
М.: Высшая школа, 1984 — 360 с.
Большинство задач
сборника снабжено решениями и указаниями. Каждый раздел начинается с очень
простых задач (их можно не решать, если вы чувствуете себя уверенно в этом
разделе) и заканчивается олимпиадными задачами (их тоже можно не смотреть, если
вы поступаете в технический вуз).
Полякова М., Нетребко Н., Чесноков С.
Физика для
старшеклассников и поступающих в вузы.
— М.: НТЦ
«Университетский»; АСТ-ПРЕСС, 1999.
По каждой теме
школьного курса физики изложены основные законы и формулы, даётся необходимый
теоретический материал, разбираются основные типы задач и методы их решения.
Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений:
учебное пособие
(7-е издание) / под ред. Р.А.Гладковой. — М.: Наука, 1988. — 384 с.
Удачный задачник для
поступающих в технический вуз — нет олимпиадных задач. Уровень задач в среднем
чуть посложнее, чем в школьном учебнике. Нет теоретического материала, но каждый
раздел начинается с подробно разобранных решений типичных задач, так, чтобы при
самостоятельной работе с книгой учащиеся могли разрешить, не прибегая к
дополнительной литературе, все затруднения, возникающие при решении задач.
Единственный недостаток этого пособия — отсутствие задач раздела «Механика».
Сборник задач по физике:
учебное пособие (2-е
издание) / под ред. С. М. Козела. — М.: Наука, 1990. — 352 с.
Содержит свыше 850
задач, в основном из числа предлагавшихся на вступительных экзаменах по физике в
Московском физико-техническом институте. Наряду с задачами повышенной трудности
в сборник включены задачи, рассчитанные на менее подготовленного читателя и
предназначенные для первоначального ознакомления с методикой решения задач.
Большинство задач имеют решения или пояснения. Такой задачник подойдет не для
всех вузов.
Задачи по физике:
учебное пособие (2-е
издание) / под ред. О.Я.Савченко. — М.: Наука, 1988. — 416 с.
Содержит свыше 2000
задач по физике (практически все интересные физические задачи, которые доступны
школьникам, собраны здесь), в основном из числа предлагавшихся в
физико-математической школе-интернате при Новосибирском государственном
университете. Особое внимание уделено тем разделам, которые в школе изучаются
недостаточно глубоко, но важны для успешного обучения в вузе. Этот учебник
подойдет только тем, кто собирается серьезно заниматься наукой в будущем и не
сомневается в том, что поступит. По этому задачнику достаточно трудно готовиться
самостоятельно, но предложенные в нем задачи являются хорошим тестом вашей
готовности к поступлению в такой вуз, где знание физики требуется на достаточно
высоком уровне.
Основное отличие вузовского устного экзамена от школьного состоит в том, что в большинстве школ (но, конечно, не во всех) во время экзамена учителя выясняют, что же знает экзаменуемый. Если хотя бы что-то знает, ставят «удовлетворительно», если ученик, кроме этого знает еще что-то, оценку повышают до «хорошо» и так далее. В вузах (но, опять-таки, не во всех) преподаватели на экзамене выясняют то, чего не знает абитуриент. Если он чего-то не знает, оценку снижают до четверки, обнаруживается еще какой-нибудь пробел, оценка еще понижается и так далее. Чтобы получить «2» на вступительном экзамене, необходимо полное незнание нескольких разделов курса. Экзаменаторы при затруднениях в ответе обычно все-таки помогают экзаменующемуся вспомнить нужную тему, частично указывают путь к правильному решению и только после того, как обнаруживается, что подсказки помогают плохо, со спокойной совестью выставляют неудовлетворительную оценку. Если вам нужна хотя бы тройка, не рассчитывайте на благосклонность экзаменатора: выучите основные определения, формулы и формулировки физических законов из каждого раздела физики, разберитесь в сущности основных физических явлений и смысле основных физических величин и понятий. На это не потребуется много времени.
Если же вам необходима более высокая оценка, тогда потребуется регулярная самостоятельная работа в течение достаточно длительного времени — школьный курс физики невозможно хорошо изучить за неделю (и тем более за день).
Пробелы в знаниях на устном экзамене гораздо опаснее, чем на письменном. Обнаружив, что вы ошибаетесь или неверно отвечаете на вопрос, экзаменатор начинает выяснять, насколько глубок ваш пробел. Опытный экзаменатор может обнаружить и другие недостаточно хорошо вами изученные разделы физики. На письменном же экзамене вы просто не сможете решить одну из задач (если пробел в знаниях невелик).
При подготовке желательно вести краткий конспект изученного материала. Студенты обычно оформляют такой конспект в виде шпаргалки — листка бумаги, на котором лаконично и сжато, но четко и разборчиво записано самое главное. В принципе, шпаргалкой можно тайно от преподавателя воспользоваться, но студенты крайне редко прибегают к этому — слишком уж велик риск. Опытный преподаватель всегда заметит такого студента, и экзамен для него закончится неудачей. Отметим, что если у студентов есть возможность пересдать экзамен, у абитуриентов такая возможность представится только в следующем году, поэтому мы настоятельно рекомендуем не пользоваться шпаргалкой, а только составлять ее. Наличие краткого конспекта является хорошим психологическим фактором перед экзаменом. Шпаргалка успокаивает и придает уверенность.
Хороший краткий конспект позволяет легко и быстро восстановить в памяти изученный материал перед экзаменом. Такой конспект полезен и при изучении тех разделов физики, для понимания которых необходимо знание некоторых элементов из предыдущих разделов, если есть необходимость их повторения.
Перед составлением конспекта полезно бегло прочитать конспектируемый материал (особенно если вы его давно проходили в школе и немного подзабыли) — это поможет ознакомиться с темой, оценить объем работы по внимательному изучению материала и продумать структуру конспекта.
Наиболее важные формулы рекомендуется выделять (цветом или подчеркиванием).
При изучении того или иного физического закона, кроме формулировки и математической записи закона, следует обратить внимание на опыты, которые обнаруживают этот закон и подтверждают его справедливость, границы и условия его применимости. Также полезно отметить, как этот закон используется на практике.
То же самое можно сказать и об изучаемой теории в целом. Помимо основных понятий, положений, законов и принципов теории следует обратить внимание на опыты, благодаря которым была создана эта теория, эксперименты, подтверждающие ее справедливость. Вспомните, как используется данная теория на практике.
При изучении каких-либо физических процессов, помимо признаков этих процессов и условий их протекания, полезно показать, как они используются (или, наоборот, как с ними бороться, если это вредные проявления процессов) на практике. Кроме обоснования основных свойств процесса с точки зрения физики и математики, нужно показать связь его с другими процессами — сходство и различие похожих явлений.
Основная цель подготовки к экзамену — достичь понимания физических законов и явлений, а не только механически заучить материал. Но все же довольно много вещей придется просто выучить. Если к тому же до экзамена остается не слишком много времени, ничего другого не остается, кроме вызубривания.
При этом следует учитывать ваши индивидуальные особенности. К примеру, если у вас зрительный тип памяти, тогда следует уделить особое внимание внешней форме вашего краткого конспекта — недопустим небрежный, неразборчивый, мелкий почерк. Формулы должны быть отделены от текста некоторым пространством, чтобы «бросаться в глаза» сразу. Конечно, аккуратный конспект потребует несколько большего времени, но в итоге время на заучивание сократится, и вы эффективнее подготовитесь к экзамену. Если у вас слуховой тип памяти, следует проговаривать наиболее важную часть материала, возможно даже использовать магнитофон для подготовки. Если же преобладающим у вас является моторный тип памяти, то конспект нужно переписать несколько раз, причем каждый раз надо вычеркивать то, что вы уже выучили достаточно хорошо, оставляя для переписывания только самое необходимое для запоминания.
Кстати, у большинства людей все типы памяти достаточно хорошо развиты (но, как правило, один или два несколько преобладают), поэтому не следует пренебрегать всеми этими несложными правилами запоминания.
Еще один совет — не надейтесь на конспект товарища, даже если он у него очень хороший и вам такой никогда не сделать. Собственный конспект оказывается всегда гораздо полезнее.
Обычно в конце параграфа учебника или учебного пособия есть несколько контрольных вопросов, постарайтесь на них ответить. Если у вас есть время, отвечайте не сразу, а после того, как вы прочитали и законспектировали соответствующий материал. Если вопросы кажутся вам понятными, — усвоение материала идет хорошо. Вы отвечаете на них, даже на заглянув в конспект, значит, теорию вы усвоили, можно приступать к решению задач.
Когда несколько попыток вникнуть в суть изучаемого материала будут неудачными и вопросы в конце параграфа не перестают казаться непонятными, все равно следует порешать простые задачи на данную тему — это весьма помогает понять суть физических проблем, связанных с изучаемым вами разделом.
Как правило, задачники составлены так, что в начале каждого параграфа собраны самые простые задачи. Для их решения не требуется знания всего соответствующего раздела физики. Опыт решения задач (даже самых простых) обеспечит вам успешное усвоение теоретического материала. Можно начать не с самостоятельного решения задач, поскольку во многих задачниках каждый параграф начинается с разбора решения одной или нескольких задач.
Если же проблем с пониманием теоретического материала после первичного знакомства с ним у вас не возникало, если позволяет время, мы рекомендуем еще раз прочитать теорию. Опыт решения задач позволит вам взглянуть на теоретический материал несколько по-иному. Вы лучше разберетесь в сути физических проблем, возможно, вам станут понятными некоторые нюансы теории, которых вы не заметили при первичном ознакомлении с материалом.
Итак, для более глубокого усвоения материала полезно решать задачи. Умение решать задачи потребуется и на экзамене. Большинство вузов в билеты устного вступительного экзамена, помимо теоретических вопросов, включает одну или несколько задач, и во время экзамена вам, кроме дополнительных теоретических вопросов, может быть предложена задача. Экзаменаторы справедливо считают, что одним из критериев усвоения теории является способность решать задачи. Поэтому, даже если вам предстоит только устный экзамен, прочтите все же следующую главу.
Не ко всем разделам курса физики можно придумать разнообразные задачи: и не очень сложные (чтобы их можно было решить), и не очень простые (чтобы решение задачи требовало хотя бы минимального интеллектуального напряжения). Поэтому при подготовке к письменному экзамену некоторые темы физики можно пропустить или изучать только поверхностно, для ознакомления. Но, как известно, несмотря на меньший объем материала, письменный экзамен не считается более легким, чем устный. Это означает, что глубина подготовки к письменному экзамену, в сравнении с устным, должна быть большей.
При решении задач в полной мере проявляется ваша математическая грамотность, тогда как при ответе на теоретический вопрос на устном экзамене обычно требуются минимальные математические знания. Хорошая подготовка к письменному экзамену по физике требует, чтобы и математическая подготовка была на высоком уровне. Кстати, решение задач по физике, как правило, помогает усвоить и соответствующий материал из математики.
Хорошее представление об экзамене дают примеры вариантов экзаменационных билетов предыдущих лет, которые предлагались в вашем вузе (их можно найти в справочнике). Каждый вуз подбирает задачи письменного экзамена в соответствии со своей специализацией, поэтому при подготовке к экзамену особое внимание следует уделить соответствующим разделам физики. Традиционно повышенное внимание обычно уделяется механике, поскольку этот раздел физики отличает очень большое разнообразие задач. В других разделах, как правило, для поверхностного усвоения требуется разобраться с решением максимум десятка задач, чтобы получить представление обо всех методиках и характерных приемах решения. В механике число приемов решения задач не ограничено, и успех может быть гарантирован только после того, как хорошо усвоены основные понятия, положения и принципы механики (которых не так уж и много). Такое удачное сочетание (с точки зрения экзаменаторов) простоты исходных положений и богатства возможностей продемонстрировать свое логическое мышление, делает задачи по механике крайне привлекательными для составителей экзаменационных заданий. Остальные разделы позволяют более формально отнестись к решению задачи. Иногда оказывается достаточно только знания нужной формулы. В большей степени последнее относится к разделам «Строение атома и атомного ядра» и «Оптика».