Названия этого экзамена могут быть разными: “история России”, “история Отечества”, “отечественная история”. Иногда (как правило, только для поступающих на исторические факультеты) вуз вместо одного экзамена по российской истории вводит два. Хронологической гранью при этом служит либо начало XX века, либо 1917 год. Первый экзамен при этом сохраняет прежнее название — “история России” или “отечественная история (до XX в.)”. Второй экзамен может называться “отечественная история XX в.” или “отечественная история новейшего периода”. Но за всем этим многообразием названий стоит один предмет — история нашей страны с древнейших времен до наших дней (при всей условности хронологических рамок).
Различна и форма сдачи экзамена. В большинстве вузов это классический устный экзамен по билетам (хотя количество вопросов в одном билете неодинаково). Ряд университетов и институтов предлагают абитуриентам дать письменный развернутый ответ на вопрос билета. Часть высших учебных заведений принимает вступительные экзамены в форме модных в последнее время тестов. Существуют и “смешанные” варианты: один вопрос для устного собеседования и ряд вопросов тестового характера; один экзамен по истории письменный, другой — устный и т. д.
В любом случае подготовка к поступлению должна начаться с визита в приемную комиссию и получения информации о форме экзамена и его программе. Без последней не обойтись: вопросы билетов и задания тестов составляются в строгом соответствии с программой вступительного экзамена.
Нынешние правила приема довольно либеральны — каждый вуз имеет право самостоятельно разрабатывать экзаменационные программы на основе примерных программ Министерства образования России. Однако творческий размах предметных комиссий, принимающих экзамены, ограничен: программы вступительных экзаменов должны соответствовать школьным программам по соответствующим предметам. К тому же устоявшаяся практика приема экзаменов по отечественной истории и известный консерватизм вузовских преподавателей-экзаменаторов также протестуют (и слава Богу!) против попыток заметно обновить логику построения и содержание программ. Они хотя и деидеологизированы, но предусматривают знание приблизительно одного и того же объема фактов и теоретического материала в различных вузах. Поэтому при подготовке к экзамену по отечественной истории можно пользоваться опубликованными программами ведущих вузов (например, МГУ). Одновременно с программой неплохо было бы получить и вопросы экзаменационных билетов за прошлый год: изменения в их перечне и формулировках год от года минимальны. Ряд вузов перестал делать из них тайну и публикует в своих методических изданиях для абитуриентов. Можно получить их и через репетиторов-преподавателей данного института. Но, даже если достать список вопросов не удалось, унывать не следует, так как их формулировки дословно воспроизводят положения программы (обычно заголовки или первые предложения ее тематических абзацев).
После выбора вуза и получения информации об экзамене следует решить для себя вопрос о форме предэкзаменационной подготовки.
Количество вариантов ограничено. Можно: 1) поступить на подготовительные курсы, 2) нанять репетитора, 3) готовиться самостоятельно.
Первый путь удачным не назовешь. Как правило, никакой серьезной подготовки курсы не дают. Большое количество слушателей с разными уровнями знаний, типами памяти, навыками конспектирования не позволяет индивидуализировать занятия. Преподаватели ограничиваются лишь начитыванием в лекционной форме программного материала, не заботясь о глубине и прочности его усвоения, не отрабатывая навыки построения устного ответа. Отсутствие обратной связи делает невозможной своевременную коррекцию ошибок. Однако в некоторых случаях посещение подготовительных курсов очень желательно. Ряд вузов устраивает для их слушателей досрочные репетиционные экзамены, что дает абитуриентам дополнительный шанс: оценка за такой экзамен может, при желании поступающего, быть “перезачтена” на летних экзаменах. Кроме того, слушатели курсов имеют всю самую свежую информацию о порядке приема, программных требованиях и т. д. Да и вообще более-менее тесное предварительное знакомство с вузом укрепляет психологическую уверенность вчерашних школьников. Но главного — качественных знаний — подобная форма подготовки, увы, не дает.
Выбор репетитора — это вопрос очень сложный и тонкий. Никаких общих рекомендаций здесь нет, поэтому выскажем лишь несколько соображений. Индивидуальные занятия с преподавателем, который учитывает ваши способности и особенности, на ходу корректирует процесс подготовки к экзамену, контролирует его и своей требовательностью создает у абитуриента дополнительные стимулы к учебе, гораздо более плодотворны, чем массовые посиделки на курсах. Репетитор, распределяя время на прохождение программы, может регулировать темп, применять активные формы подготовки. Если репетитор — преподаватель (а еще лучше экзаменатор) из того вуза, в который Вы собрались поступать (а именно таких и нужно искать), то появляются дополнительные шансы на успех. Такой специалист знает и программу вступительного экзамена, и требования большинства своих коллег по предметной комиссии, и наиболее типичные ошибки абитуриентов прошлых лет. Он своевременно проинформирует Вас о готовящихся изменениях в правилах и порядке приема и т. д. Но не секрет, что труд таких преподавателей весьма высоко оценивается, а их число явно уступает количеству страждущих.
Наиболее распространенным видом подготовки к вступительным экзаменам является самостоятельное изучение программного материала. Оно, впрочем, предполагается и при первых двух формах. Для эффективной самоподготовки важно иметь полные и соответствующие программе пособия.
Еще несколько лет назад любые рекомендации для абитуриентов, сдающих экзамен по истории, начались бы с сетований по поводу отсутствия литературы, отвечающей новым подходам к объяснению прошлого. Восполнять ее недостаток приходилось за счет публицистических статей в периодике, переписываемых лекций (вот когда курсы процветали), случайных обрывков информации. Ныне рынок печатной продукции перенасыщен самой разнообразной литературой — от солидных многотомников до кратких и компактных “шпаргалок”. Лучше всего остановиться на пособиях, изданных преподавателями того вуза, в который Вы решили поступать.
Приступая к подготовке, важно с самого начала правильно распределить время и силы.
Все экзаменационные вопросы можно условно разделить на две большие группы, хронологическим рубежом между которыми будут либо события 1917г., либо начало XX века.
Начинать повторение следует с тех вопросов, которые хуже запомнились или менее для Вас интересны. Возможен вариант параллельного изучения обеих групп вопросов.
Подготовка должна заключаться не в простом прочтении пособий или учебников, а в составлении готовых текстов устных ответов на каждый вопрос билета или программы. На экзамене Ваше монологическое высказывание по любому вопросу вряд ли будет превышать 7-8 минут. На это время и нужно ориентироваться при отборе содержания и объема необходимого материала.
Подготовку по каждому вопросу следует начать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы или параграфа пособия, учебника. По справочной литературе уточнить определения терминов, на отдельный лист выписать обязательные для запоминания даты. Затем необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: карандашом подчеркнуть отдельные мысли и фрагменты, различными значками выделить самое главное. Если какой-либо вопрос освещен в пособии недостаточно или запутанно, то следует обратиться к другим источникам информации.
После такого глубокого знакомства с темой лучше всего набросать простой план будущего ответа. В соответствии с ним необходимо переходить к следующему этапу — составлению конспекта прочитанного. Это может быть и полный письменный аналог устного ответа, и предельно сжатый тезисный план (с указанием основных дат, имен, терминов, фактов, причинно-следственных связей, формулировками выводов и обобщений и т.п.). В любом случае Ваши записи должны представлять собой последовательное развитие мысли, а не хаотическое нагромождение выписок. Их лучше всего вести на отдельных листах бумаги с большими полями (на них помещаются замечания, коррективы, дополнения, материал для ответа на дополнительные вопросы экзаменаторов, не вошедший в основной текст). По такому конспекту можно быстро восстановить содержание ответа накануне экзамена. К тому же письменное оформление конспекта ответа оттачивает логику его построения, отдельные формулировки, приучает к четкости мысли, высвечивает пробелы. Да и запоминается материал гораздо лучше.
В процессе подготовки к экзаменам лучше всего не тратить время и силы на знакомство с работами историков (как прошлого, так и современности). Чтение книг Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова никогда не повредит (для студентов же историков оно просто необходимо), но отвлечет от интенсивных занятий. Сдача вступительного экзамена и глубокое изучение истории — два различных процесса, смешивать которые не рекомендуется. Правда, для ответа на экзаменационный вопрос очень желательно (хотя и не обязательно) изложить суть различных точек зрения на ту или иную проблему, но подобные познания можно почерпнуть из некоторых пособий или учебников. Во всяком случае, получать их путем знакомства с оригинальными трудами ученых весьма обременительно. То же самое относится и к текстам исторических источников: хрестоматии и сборники документов не должны являться настольными книгами абитуриента. С содержанием важнейших исторических памятников лучше всего ознакомиться в пересказе авторов пособий и учебников.
Подготовку конспектов ответов надо завершить задолго до экзаменов, когда бы они не сдавались. Непосредственно же перед ними нужно мобилизовать все свои силы не на поиск информации, а на повторение по сделанным записям основного содержания каждого из вопросов.
Изнурять себя ночными бдениями не следует (если только Вы не “сова”). Накануне экзамена нужно еще раз бегло просмотреть все записи, отдельно проштудировать даты (они выписаны на отдельных листах), вспомнить определения обязательных терминов.
Лечь спать нужно пораньше, а с утра ни в коем случае не пытаться возобновить “зубрежку”. В этом случае в памяти может остаться лишь материал, актуализированный утром.
Одежда и прическа абитуриента в день экзамена не должны быть экстравагантными. Выглядеть Вы должны подчеркнуто скромно и официально, ничем не выделяясь из толпы. Обратить внимание на себя нужно не внешним видом, а подчеркнуто корректным поведением и, главное, содержанием своего ответа. Вузовские преподаватели — люди в большинстве своем чрезвычайно консервативные, и вряд ли одобрят революционные изменения в имидже.
Нелишне будет напомнить о недопустимости наушников, плейеров, пейджеров, радиотелефонов и прочих технических достижений современной цивилизации.
Однозначного ответа на вопрос, когда идти на экзамен — первым или последним, нет. Все здесь зависит от таких субъективных обстоятельств как Ваша уверенность в себе и своих знаниях, способность выдержать нервное напряжение ожидания, настроение и утомляемость преподавателей.
Но лучше всего не пытаться получить билет первым и последним. С утра экзаменаторы еще довольно бодры, внимательны, не жалеют времени на пристрастный допрос абитуриентов. Да и сравнивают их ответы (при выставлении оценки) не с предшествующими, а с идеальными критериями. К концу же дня, наоборот, накапливается усталость, раздражительность. Преподаватели стараются прервать многословие экзаменующихся, задав сложные вопросы “в лоб”. Конечно, для хорошо подготовленных абитуриентов шансы получить отличную отметку сразу после быстрого ответа на подобные вопросы резко возрастают. Но средне и слабо подготовленные рискуют на этом закончить вступительные экзамены.
Наиболее привлекательной поэтому выглядит середина экзамена, желательно после умиротворяющего обеденного перерыва у экзаменаторов. Они уже задумываются над необходимостью ускорить процедуру опроса, но еще не готовы прибегнуть к крайним мерам. Очень выгодно отвечать после слабого абитуриента, в сравнении с которым Ваш, пусть и небезупречный, монолог покажется очевидным успехом.
Вести себя в аудитории следует корректно, вежливо, но без подобострастия и растерянности. Излишняя уверенность в себе, отсутствие некоторого трепета квалифицируются как наглость. Столь же нежелателен и чрезмерный испуг, страх в глазах и робость в движениях, что рождает у экзаменаторов сомнения в полноценности Вашей подготовки к экзаменам.
Попросив разрешения войти и передав документы преподавателям, нужно быстро и без колебаний взять один из билетов, назвать негромко, но четко его номер, получить лист устного ответа и, если необходимо, атласы и сесть на указанное место. Комментировать содержание билета радостными возгласами или скорбными репликами, а также демонстрировать соответствующие чувства выражением лица не следует.
Вначале нужно хорошо вникнуть в содержание поставленных в билете вопросов. Обратите внимание на уточняющие и расшифровывающие формулировки, хронологические рамки, имена. Во время, отведенное на подготовку к ответу, обязательно оформляйте его подробный конспект. Это не только способствует систематизации знаний и более четкому оформлению мыслей, но может помочь при ответе, если какой-то факт вылетит из головы. Помните: доказательством Вашей правоты на заседании апелляционной комиссии будут служить только записи в листе устного ответа, а не устные заверения. К тому же структурно правильно оформленный конспект производит хорошее впечатление на преподавателей. Готовя конспект, не стремитесь записать свой будущий ответ слово в слово. Обязательно отметьте пункты плана, даты, термины и их определения, имена исторических деятелей. В конспекте уместны также схемы и таблицы. Отшлифуйте и зафиксируйте первую фразу своего ответа. Она должна быть содержательно и стилистически безупречна. Оформленный в таком виде конспект предпочтительнее сплошного, “слепого” текста. Последний может навести преподавателей на нежелательные для Вас мысли: либо Вам все же удалось дословно списать ответ со шпаргалки, либо Вы без особого понимания заучили его текст наизусть и в таком виде воспроизвели в конспекте.
Кстати, о шпаргалках. Оставив в стороне этическую сторону проблемы (списывать, безусловно, нехорошо), отметим, что процесс создания шпаргалок небесполезен. Отбор для них наиболее важного материала, отсечение всего лишнего, схематичное изложение содержания ответа иногда закрепляются в памяти лучше, чем простое прочтение текста пособия. Но вот использование подобного страховочного средства на экзамене чревато многочисленными опасностями. И дело не только в угрозе разоблачения: даже удачная попытка использования “шпоры” редко венчается отличной оценкой. Вместо подготовки к ответу Ваша энергия уходит на извлечение шпаргалки из тайника, осторожное переписывание текста в лист устного ответа и т. п. Все это сопровождается огромным нервным напряжением, память же вовсе не подключается. При воспроизведении текста вполне возможны описки и ошибки, которые Вы вряд ли допустили бы в случае самостоятельной подготовки. Поэтому даже если Вы и создали шпаргалки, то брать их с собой на экзамен не следует.
При подготовке к ответу в Вашем распоряжении будут школьные атласы, пользоваться которыми разрешено. Содержащаяся в них информация может очень серьезно облегчить положение совсем ничего не знающего абитуриента. На картах обозначены даты важнейших исторических событий (в том числе правлений некоторых царей, войн, мирных договоров, восстаний и т. п.), направления военных ударов, схемы сражений, региональное размещение промышленности и масса других сведений. Конечно, их нужно уметь извлекать из карты. Имея определенные демагогические навыки, известную наглость и школьный атлас, даже абсолютно провальный ответ можно вытянуть на хорошую оценку. К тому же в процессе подготовки к экзаменам не надо пытаться запомнить информацию, содержащуюся на картах, сэкономив время и память.
В ряде вузов абитуриентам разрешают пользоваться при подготовке к ответу программами вступительных экзаменов. Это тоже большое подспорье: с помощью программы легче не только структурно организовать свое устное выступление, но и вспомнить ряд забывшихся имен, фактов и т. п.
Сев, по приглашению экзаменаторов, к преподавательскому столу, ровным, негромким, но четким голосом начинайте отвечать. Часто случается, что абитуриенты, хорошо знающие второй вопрос билета, просят разрешения именно с него и начать. Формальных препятствий для этого нет, и преподаватели Вам это, безусловно, позволят. Но волей-неволей в их сознании возникнет мысль о том, что Вы пытаетесь обмануть экзаменаторов, так как первый вопрос подготовлен некачественно. К тому же такая тактика ошибочна и с психологической точки зрения: к моменту завершения ответа неточности и ошибки, допущенные абитуриентом при изложении первого вопроса, забываются. Выставление оценки в гораздо большей степени зависит от успешного освещения последнего вопроса, именно он остается в памяти. При ответе экзаменаторам Вы можете пользоваться сделанными в листе устного ответа записями. Но злоупотреблять этим не стоит. Особенно неблагоприятное впечатление производит простое монотонное (да и с выражением тоже) зачитывание конспекта: в преподавательское сознание вновь прокрадывается мысль о возможных шпаргалках или, что еще хуже, о Вашей ограниченности и неспособности самостоятельно мыслить. Сделанные записи помогают придерживаться избранной логики ответа, восстановить в памяти забытые даты, имена, события. Бодрый тон и вид абитуриента при ответе — еще одно свидетельство хорошей подготовки, часто компенсирующее недостаток знаний. Уверенно сообщаемые ошибочные факты и обобщения имеют определенный шанс пройти незамеченными: во время бойких ответов экзаменаторы чаще отвлекаются на свои мысли. Энергия и динамизм отвечающего усыпляют бдительность спрашивающего. Ни в коем случае нельзя молчать или допускать нотки сомнения в голосе во время ответа! При подготовке все сомнительные места лучше вовсе исключить из ответа. Вполне возможно, что это пройдет незамеченным.
Начинать ответ нужно с нескольких вводных фраз, определяющих главные особенности того или иного периода, устанавливающих взаимосвязь освещаемой проблемы с другими вопросами курса. Но злоупотреблять общими словами не следует, не нужно также начинать и слишком издалека. В противном случае можно получить раздражительное предложение экзаменатора перейти к фактам или придерживаться темы вопроса. Репутация демагога дополнительные баллы вряд ли принесет.
Перегружать свой ответ датами и именами, превращать его в своеобразную телефонную книгу не стоит. Демонстрация неограниченных возможностей Вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием причинно-следственных связей и закономерностей. Не стремитесь перенести их в заключение: важны и промежуточные выводы.
Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Утомительные повторения одного и того же, возвращение к уже сказанному, потеря мысли чрезвычайно раздражают экзаменаторов и рождают вопрос: “Чем же Вы занимались во время подготовки к ответу?” Избегайте ложного пафоса, риторических вопросов, восклицаний. Вредна и излишняя эмоциональность. Откликаться улыбкой (но не смехом) на юмор преподавателя нужно обязательно, но острить самому не надо. Стремитесь избегать оценочных и категорических суждений. Ваша уверенность может не разделяться экзаменатором, имеющим собственную, отличную от Вашей, точку зрения. Снизить оценку только за одно это несоответствие он не может, но попросить аргументировать Вашу позицию вправе. И она, вероятно, не покажется ему убедительной. Поэтому, высказываясь по дискуссионным проблемам, постарайтесь укрыться за мнением “ряда ученых” (фамилии называть совершенно не обязательно) или представить свой вариант объяснения событий как “одну из версий, теорий, концепций”. Ничего криминального нет и в ссылке на публицистические статьи, касающиеся темы Вашего вопроса. Но излагать их содержание, обобщать выводы автора следует нейтральным тоном, не пытаясь представить его как истину в последней инстанции. Экзаменатор может не разделять многих легковесных суждений наших журналистов и вообще отрицательно относиться к непрофессиональным суждениям об истории. А некоторые публикации (типа нашумевшей книги В. Суворова “Ледокол”) воспринимаются в академической среде просто враждебно. Восторги абитуриентов по их поводу вызывают негодование у преподавателей.
При благоприятном стечении обстоятельств Ваш ответ на каждый из вопросов билета вряд ли превысит 5-7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько удачным, что не последует и дополнительных вопросов. Правда, в желании их задать экзаменаторы себе редко отказывают: в способности спросить что-то сверх прозвучавшего сообщения многим из них видится доказательство собственной профессиональной пригодности и превосходства.
Дополнительных вопросов опасаться не следует: они также должны не выходить за рамки программы и обязательно быть по теме билета. Кроме того, помните: задавать вопросы всегда сложнее, чем давать на них ответы (так как это требует от преподавателя точного знания пределов программного материала, сосредоточенного внимания во время ответа абитуриента, наличия избытка времени). Поэтому ничего необычного Вам услышать не доведется. Дополнительные вопросы вызваны, как правило, грубыми ошибками в Вашем ответе или его существенной неполнотой. Иногда их задают с целью уточнить оценку (в случае колебания). Выход дополнительных вопросов за рамки программного материала или явное их несоответствие экзаменационному билету, превращающееся в беседу по всему курсу, — основание для апелляции. Но возражать против подобных нарушений следует лишь в случае отсутствия ответа на такие вопросы, да и то в крайне корректной и осторожной форме. В этом случае нужно идти до конца и просить записать формулировки вопросов на обратной стороне листа устного ответа, чтобы в случае апелляции можно было сослаться на несправедливость экзаменаторов.
Правила подачи апелляций стереотипны во всех вузах и изложены в нормативных документах, доступных для абитуриента. Останавливаться на них здесь нет необходимости. Помните только, что аргументом для просьбы пересмотреть оценку на экзамене по истории является только лист устного ответа.
Приведенные выше рекомендации не претендуют на полноту и основаны на личном опыте автора, в свое время (в качестве абитуриента) прошедшего все муки экзаменационных испытаний, а затем, уже в ином качестве, принявшего не один экзамен.