Не за горами выпускные экзамены в
школах,
затем вступительные в институтах.
Многие старшеклассники готовятся
стать студентами,
и вузы широко распахивают перед
ними свои двери.
Как не ошибиться – сделать
правильный выбор?
Специальностей так много! Чем
руководствоваться в
первую очередь: престижем,
интересом к профессии,
а может быть, будущей
хорошей зарплатой?
Вопросы, вопросы, вопросы.
Не так страшен выбор,
как его…
Давайте обратимся к опыту тех, кто уже нашел для себя ответы на
эти непростые вопросы. Ведь не каждый выходит на дистанцию, не
зная в какую сторону бежать. Тем более что, по мнению
преподавателей и сотрудников приемных комиссий, сейчас
абитуриенты куда более прагматичны, чем их недавние
предшественники. И большинство уже определились, где и на кого
они будут учиться.
Вот что показал социологический опрос, проведенный нашим
журналом среди молодых людей, без пяти минут студентов, на
выставке «Образование и карьера», проходившей с 11 по 14 апреля
2002 г.
Самой привлекательной на
сегодняшний день они считают ЭКОНОМИКУ. Затем следуют
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ и ПСИХОЛОГИЯ. Завершают «горячий»
список РЕКЛАМА и МЕНЕДЖМЕНТ.
А вот рейтинг наиболее ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
немного отличается. Здесь с небольшим отрывом лидирует, как и в
прошлые годы, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. На второе место, опередив
ЭКОНОМИКУ, вышла ИНФОРМАТИКА. Особенно радует, что,
наконец-то, снова заговорили об ИНЖЕНЕРНЫХ
специальностях, а также МЕДИЦИНЕ и БИОЛОГИИ.
Меняются с годами и
критерии перспективности профессии. Еще несколько лет назад
многие ставили на первое место уважение и престиж в обществе.
Сейчас же эти понятия отошли на задний план. Бесспорный лидер –
хорошая оплата. Второе и третье место занимают «возможность
сделать карьеру» и, конечно же, «гарантированное
трудоустройство».
Прогноз на ближайшие
годы
Выбирая профессию, практически каждый стремится заглянуть в
будущее и оценить свои перспективы через 4–5 лет, когда настанет
время получать диплом и искать работу. Но столь долгосрочный и
одновременно точный прогноз трудно сделать даже опытному
специалисту по кадрам. Большинство аналитиков предпочитают
ограничиваться периодом в 1–3 года, поскольку в нашей стране
рынок труда пока складывается под влиянием нестабильных
экономических условий.
И все же по таким краткосрочным прогнозам можно «набросать»
примерную картину, какие специальности и в каких сферах будут
наиболее востребованы в ближайшие несколько лет.
Среди ЭКОНОМИЧЕСКИХ
специальностей на верхней ступени, судя по всему, скоро
окажутся «финансы и кредит», в то время как «бухучет и аудит»
немного потеряли в популярности. Хотя профессия бухгалтера,
несомненно, еще долго будет входить в горячую десятку лидеров
рынка труда.
По наблюдению Никитиной Т.Е., декана экономического факультета
Международного Славянского Университета им. Г.Р. Державина,
среди студентов, избравших специальность «финансы и кредит»,
наблюдается смещение приоритетов в сторону финансового
менеджмента промышленных и торговых предприятий. А ведь всего
несколько лет назад большинство выбирали более перспективную
банковскую сферу. Но ситуация в последней сейчас стабильна, и
потребность в кадрах там уже не так остра, как на производстве.
«Бухучет и аудит» также в последнее время тяготеет к
промышленности и торговле – областям, которые начинают активно
развиваться.
А вот что говорит Шардин
В.В., проректор Института современной экономики: «Среди
экономических специальностей очень популярной и наиболее
универсальной является «экономика и управление». Это
такое же широкое направление, как инженерия в советский период.
В ее рамках у студентов есть возможность освоить самые различные
специализации. «На выходе» молодой человек, имеющий такой
диплом, востребован как специалист среднего и далее – высшего
звена управления промышленными и непромышленными сферами
народного хозяйства».
На ЮРИДИЧЕСКИХ
факультетах первенство удерживают такие специализации, как
гражданское и финансовое право. С небольшим отставанием за ними
следуют государственное и уголовное.
Как рассказал Белоусов А.А., заместитель декана юридического
факультета Российского университета дружбы народов (РУДН),
популярность юридических специальностей основана на двух главных
составляющих. В первую очередь, это востребованность
юристов-практиков, способных работать в условиях рыночной
экономики в любой области правовых отношений, будь то
международные отношения, отношения государства и личности,
компаний-партнеров, граждан и правоохранительных органов. Второй
компонент – достаточно высокий уровень доходов. Юриспруденция
находится на одном из самых «оживленных» перекрестков
профессиональных путей. Поэтому в обозримом будущем для
квалифицированных специалистов права всегда будет гореть зеленый
свет.
Так же считает
Халевинская Е.Д., ректор Института мировой экономики: «Наряду с
государственно-правовой специализацией, мы предлагаем студентам
и гражданско-правовую. Выбравшие ее ребята потом гарантированно
устроятся на хорошо оплачиваемую работу, даже не имея большого
опыта. Во многих организациях, которые появились в последнее
время, требуются юристы такого профиля. К тому же именно эта
специализация постоянно подвергается изменениям. Если
правоохранительные органы, да и судебная система (сколько бы об
этом ни говорили) практически остались прежними, то адвокатура,
нотариат развиваются. И дальше будет так же».
С другой стороны, из-за большого количества вузов, предлагающих
всем желающим получить юридическое образование, на сегодняшний
день произошло перенасыщение рынка юристами со «средненьким»
высшим образованием. Поэтому уже сейчас при трудоустройстве в
частную компанию или государственные органы идет процесс
селективного отбора сотрудников-юристов. Работодатели все
придирчивее относятся к качеству полученного образования, больше
смотрят не на оценки по предметам, а на практические навыки и
профпригодность. И если раньше никто не интересовался вузом,
который закончил кандидат, то сейчас диплом престижного учебного
заведения имеет большой вес.
В ПСИХОЛОГИИ
сегодняшние студенты отдают предпочтение таким направлениям, как
«психология бизнеса и рекламы», «организационное
консультирование», «психология управления и кадровые
технологии». Бывшие ранее очень популярными «возрастная
психология» и «психологическое консультирование» постепенно
отходят на второй план. Это связано, главным образом, с
пессимизмом «первой волны» выпускников, которые не могут пока
надеяться на достойный заработок в должности школьного психолога
или практикующего психолога-консультанта. А вот «семейная
психология» сохраняет свои позиции.
«Около 60 % поступающих к нам на факультет психологии, –
рассказывает Шардин В.В., – специализируются на «семейной
психологии». Ведь по статистике большинство работающих в секторе
частного предпринимательства психологов занимаются именно
семейным консультированием и психотерапией.
Примерно 40 % студентов выбирают «психологию бизнеса».
Но, на мой взгляд, эта специализация для России несколько
вторична. Сфера бизнеса пока достаточно консервативна для того,
чтобы сделать психолога постоянной штатной единицей».
К психологам, желающим работать в перспективной (и выгодной)
области обучения персонала, у многих работодателей все чаще
возникает скептическое отношение. Их деятельность может
навредить бизнесу, если тренинг по развитию конкретных навыков
персонала (например, умению продавать определенную продукцию или
вести переговоры) превращается в тренинг личностного роста, а
консультирование – в психоанализ. Поэтому студенты, решившие
сделать карьеру в качестве бизнес-тренеров или оргконсультантов,
параллельно с вузовским все чаще стремятся получить
дополнительное прикладное образование (например, пройти
специальный тренинг тренеров). Нужно успеть набрать достаточный
практический опыт в той области, в которой планируется вести
обучение.
РЕКЛАМНЫЙ бизнес
переживает активный подъем, поскольку это направление только
недавно выделилось в самостоятельную дисциплину, по которой
можно защитить диплом. Но в подходах к обучению «рекламщиков»
пока существуют разногласия. Одни вузы стремятся подготовить
специалистов широкого профиля – маркетологов и менеджеров по
рекламе, другие развивают узкие специализации, такие, как
рекламный дизайн, PR в отрасли Hi-Tech или реклама в IT.
Своим мнением о перспективах построения карьеры абитуриентами
2002 года, выбравшими рекламу, делится Шаппо С.А., заместитель
директора Института дизайна и рекламы: «Успех будущего
трудоустройства зависит от концепции выбранного вуза и его
стратегии. Старая схема политехнического образования
подразумевала подготовку специалистов широкого профиля. Сегодня
требуются специалисты узкопрофессиональные, но с широкими
возможностями. Основная проблема в том, что у студентов нет
серьезной практики.
Как найти возможность
адаптироваться к работе еще в процессе обучения? Есть несколько
путей. Иногда на 3–4 курсах студентов-дневников переводят на
вечернее отделение и буквально заставляют работать, тогда к 5-му
курсу они уже имеют практический багаж и возвращаются к дневной
форме обучения. Второй путь, с моей точки зрения, наиболее
эффективный – активное внедрение студентов 4–5 курса в
производственный процесс, иными словами, стажировка. Те, кто еще
в вузе получат возможность попрактиковаться, много от этого
выиграют.
Если говорить о наиболее востребованных в рекламе направлениях,
это «менеджмент и маркетинг в рекламе», «реклама в новых
технологиях» (интернет-реклама, электронная коммерция). Вообще
реклама «подчиняется» той области, которая на сегодняшний день
лидирует (сейчас это информационные технологии). Реклама –
сопутствующее направление, которое может быстро изменяться. Так
что студентам не стоит бояться остаться без работы, конечно, при
условии, что они не ошиблись с выбором вуза».
На рынке МЕНЕДЖЕРОВ
разного уровня по-прежнему наиболее востребованы специалисты по
продажам и работе с клиентами, а также по кадрам. «Новенькие»
для нашей страны, но не последние по значимости в этой профессии
– проджект-менеджер и менеджер по качеству. Проджект-менеджер
отвечает за ведение и успешную реализацию бизнес-проектов внутри
компании, а менеджер по качеству – за соответствие требованиям
международных стандартов, выраженное в присуждении ей
сертификата ISO-9000.
На Западе никто не будет
принимать всерьез фирму, если у нее нет такого сертификата, а
получить его очень трудно. И чем чаще происходит общение с
зарубежными партнерами, тем очевиднее, что специалисты по
"внутреннему и внешнему управлению качеством" через несколько
лет окажутся совершенно необходимыми в любой области.
Комментарий Куренкова А.М., проректора по учебной работе
Московского института предпринимательства и права: «Если
говорить об управленцах, то здесь все по-прежнему – популярны
такие специальности, как «менеджмент организаций»,
«государственное и муниципальное управление». Требуется все
больше грамотных специалистов для различных сфер торговли и
производства».
Среди будущих руководителей, топ-менеджеров теперь уже
необходимым условием успешного построения карьеры стало
получение дополнительного международного бизнес-образования с
присвоением квалификации MBA (Master of Business Administration).
Многие студенты, учащиеся факультета менеджмента, стремятся
параллельно с учебой в основном вузе «добраться» до этого
заветного диплома.