E
Много копий по поводу прозвания наших местностей не ломали. О
Кушелке говорили, что топоним мог произойти от старого
псковского и новгородского понятия «кушевая вода». Кушевая вода
- вода болотная. Старики говорили: «Пить нечего, а кушевая вода
плохая».
Эта гипотеза имеет под собой основание, т.к. истоком собственно
реки Кушелки является совершенно заиленное Рыжиково озеро. Далее
река проходит низинным (фактически болотным) местом к
юго-востоку от деревни Борки (правильно Борок, от «бор» - брать;
здесь когда-то на Рождество Богородицы была ярмарка). Болото
близ Борков образовано некой плотиной. Тут и деревня была –
Мельничище.
Г.Г. Трусман в исследовании ХIХ
века отмечает, что в Эстонии существует деревня
Kuusala. – Очень близкое по звучанию
название. Название Кушелка Трусман производит от финского
kuusi-la –
еловник. Он же отмечает, что в Эстонии XIII
века существовала река того же наименования.
С большой долей вероятности можно констатировать, что
Трусман прав. Правы и другие топонимисты, объясняющие одни и те
же названия по- разному. – Такова наука топонимика. Немного
далее дадим и мы свою версию объяснения древнего гидронима
Кушелка. Он, очевидно, старше названия деревни Кушела.
Гидронимы самые древние из названий. Они доносят нам
несказанный колорит ушедших эпох и частички давно забытых языков
предков.
В бывшем Щепецком Погосте, что в ареале рек
Крапивенки, Веенки, Руи, Яны и Плюссы была некогда деревенька –
Кусёлкино. Затем жители переименовали ее в Кушелкина.
В Кингисеппском районе есть место и речка Солка. –
По созвучию очень похоже на Кушелка, если допустить, что «ку»
это какая-то приставка чужого языка (на сколько он нам чужой,
можно спорить).
Разделив слово Кусолкина на составляющие, получаем
Ку-солки-на (Трусман разделял kuusi-la).
Солка в новгородских наречиях это соль или соли. Отсюда
многочисленные производные: Сольцы, Солонь, Солкова, Соловец,
Солоницко, Соль Новая, Солца. Действительно, встарь по берегам
реки Шелони новгородцы черпали из некоторых колодцев соляной
раствор – т.н. выварную соль. Соль попросту выпаривали.
В псковской же традиции в подобных словообразованиях было
обычаем заменять букву «с» на букву «ш». Поэтому, гипотетическая
река Солонь с десятками варниц могла обратилась в Шелонь.
Попутно заметим, что берег Шелони когда-то был магистральным
путем из Пскова в Новгород.
По аналогии наши гипотетические Кусолки можно смело обратить в
Кушолки, а Солки в Шолки. – Мы ж на Псковской земле квартируем.
Какие же соли есть у нас? – Вопрос не очень сложный. –
Край богат древнейшим ископаемым – известняком. Известь – от
греческого асбест (asbestos).
Соединение металла (или металлоида) с кислородом дает окись.
Известня (древн.) – здесь кальций.
В средние века к соли относили такие вещества, которые ничего
общего с солью не имели, например сахар. Ньютон даже воду
поместил в разряд солей.
Пережженый в течение 3-х дней известняк становится легким
продуктом - известью, которую гасят водой. Далее с примесью
песка и других веществ ее можно применять в строительном деле.
Что до строительства, то мало своего, округа целые крепости
возводила. Это Иван-Город, Нарва, Гдов, Копорье и проч. Не будем
приводить все наши топонимы по камню, но это серия Каменок,
Порховок и т.п. По берегам Луги, Наровы, Плюссы, Великой, Гдовки
множество т.н. приямок – карьеров и карьерчиков известняковой
плиты, все – плитоломки.
Не стоит завидовать адовой работе добытчиков камня. Их орудия
были просты как мир, – лом, кирка, клин. Ломали и возили плиту
только летом. Зимой разработки замерзали и камни намертво
спаивались льдом.
Дрова заготавливали всю зиму. Обжиг располагался строго у воды.
Один из карьеров – у Иван-Родника, т.н. Теплые Воды.
Мой дед по матери был потомственный плитолом. Именно по своей
профессии, по комсомольской путевке, он приехал из Пскова на
строительство Гдовских сланцев в 1934 году. Ломали они на
Плюссе, слева от Кировского моста, «у родничка». Есть в семье и
знаковая фамилия – Подплитниковы.
Между ул. Малопольской и д. Малые Поля расположены некие
округлые и продолговатые сооружения, т.н. печи. В них и обжигали
плиту. О технологии напишем в иной статье (это довольно
интересно).
Три-четыре совмещенные полусферические печи имеют срезанный
верх. Диаметр отдельной печи - до 3-х метров. Нужно было со
знанием дела загружать такую махину, которую жгли три дня.
Интересно, что полуциркульные стены печного комплекса были
обмазаны связующим, чем-то на основе глины. Этот состав до сих
пор сохранился.
Другие печи (их основное количество, более дюжины) имеют
прямоугольную форму. В основной массе печи порушены огнем и
временем. Известняк – материал не прочный, не гранит. Между тем,
в сторону деревни Малые Поля сохранилась одна не работавшая ни
разу печь. Она сегодня превращена в сарайчик (над ней возведена
крыша). Печь-сарайчик очень напоминает киево-печерскую келью, а
все сооружение – собрание келий – монастырь. Была ли здесь
киновия (общежитийный монастырь), - выяснить, очевидно, не
удастся, но топоним Подкино (деревня расположена невдалеке)
содержит формант «кино» (возможно, что не случайно).
Попутно отметим, что в ареале села Ложголово, в правобережье
реки Луга, есть деревня с тем же топонимическим формантом «кино»
- Киноши. В левобережье же, напротив Киноши, устье ручья или
речки Киношка. Место расположено недалеко от знаковых деревень,
сегодня сведенных: Муравейно и Поречье. Располагались они при
старинной переправе, которой в ХIХ
веке владели помещики Шкляревичи.
Возможно, формант «кино» имет какое-то древнефинское
происхождение, К сожалению, местной финской топонимикой мало
занимаются специалисты. Можно сказать – вообще никто не
занимается финской, ижорской, водской и эстонской топонимикой в
нашем регионе. - Нет финансирования, как нет его вообще на
региональную историю.
Возвращаясь к теме киновии, следует упомянуть, что по сведениям
Ефима Андреева когда-то какие-то монахи поставили часовню между
Малыми и Большими Полями. Возникает закономерный вопрос – где
она могла находиться и почему ее поставили монахи? Другой
вопрос: в честь чего была поставлена часовня пришлыми монахами?
Сегодня представляется, что между Малыми и Большими Полями это
могло быть у какого-то моста-переправы, у т.н. кошелей, в
которые ловили сплавляемые дрова и бревна. Кошели (название
запони слышано не от стариков) являлись местной особенностью,
своеобразным наплавным мостом. Их могли делать достаточно
широкими, из многих рядов бревен, чтобы лошадь с телегой могла
перейти Плюссу.
Сегодня о переправах вспоминают весьма смутно, но можно
воспользоваться справочным материалом. Источники по поводу
запоней (запонов) сообщают, что на спокойной реке запонь была в
2-3 бревна, а на быстой до 12 бревен. Одна из долгожительнец
сообщила, что большепольские детишки бегали в школу деревни
Кривая Лука через наплавной мостик из пары бревен.
Из приведенного видно, что часовня вполне могла когда-то
находиться у переправы. То, что переправу могли содержать монахи
того же польского монастыря, - без сомнения. Монастырь и был
поставлен для фискально-контрольных целей в месте переправы.
Монастыри активно занимались коммерческой деятельностью. Жаль,
что легенды о монастыре на сегодняшний день забыты. Были ли
какие-то монахи где-то на берегу, были ли они в месте обжига
(для контроля или для работы) – остается гадать.
Переписные книги вещают, что прихрамовые деревни Карповщина и
Свиридово принадлежали той или иной церкви. Сами монахи обязаны
были работать там, куда пошлет игумен. Настоящий игумен мимо
прибыли не пройдет. – На то он и игумен.
Киновия
Брокгауз и Ефрон
От греч. κοινός — общий, и βιός — жизнь — название
нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых
братия не только стол, но и одежду и т.п. получают от монастыря,
по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд
и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу
монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких
монастырей ничем не могут располагать на правах собственности;
их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо.
Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и
лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального
архиерея, Св. синодом.
Печи, а это целый комплекс индивидуальных к ХIХ
веку производств, расположены достаточно высоко, над рекой.
Отсюда, чтобы транспортировать продукцию, нужно было спускать
облегченные плиты к воде, на специальные транспортные
суда-лодки. Делали это в редкоплетеных мешках. Основной
потребитель был в Нарве (около 15 тысяч населения в ней, до 1917
года). В это же время Никольский храм собирал на праздник едва
100-200-300 человек. – «Все уходили в город», «Все жили Нарвой».
– так тогда говорили.
Примечательно, что о каких-то монастырских пещерах упоминают в
связи с монастырским прудом. Они располагались за общежитием
техникума, но сейчас не видны. От пруда осталась низина, а
пещеры засыпаны. Были ли это печи или какие-то добычные места,
сегодня никто не скажет.
Является ли известь солью? – С точки зрения химии –
да. Это соединение щелочи и кислоты в одно. Наши предки
прекрасно знали это. Солью прозывались не только всякие купоросы
и незаменимая NaCl, но и ГИПС,
ИЗВЕСТЬ, МЕЛ (Даль; см. «соль»).
О непонятной сегодня приставке «Ку» следует сказать особо. -
Это древнейший, вышедший из современного словообразования
элемент. Поэтому, лингвистические аналоги следует искать в таких
же древних рудиментах. Приведем здесь слова: кубышка, кубарь (волчек),
кубас (буй), кузло (кузня), кузов, кукушка, кукан, кулак,
кулейка (обрез ткани). Абсолютное большинство их говорит нам о
чем-то малом возле чего-то большого, о малом, которое стремится
приблизиться к большому. Свидетельствует о нахождении чего-то
возле чего-то:
Кубышка – узкогорлая посуда.
Кубарь – шар на ножке – волчок.
Кубарь – шар на привязи, буй или якорный поплавок.
Кулак – большое на меньшем, основное на второстепенном.
Кузло – деньги; большое и малое кузло, кузло новгородское
(ХVI в.). Была поговорка: «Кузнец, что
ни стукнул, то гривна».
Кузло – кузня (второе значение) - кузнецы
считались сродни
колдунам; по поверьям они были
причастны к темным злым
силам, были как бы возле них.
Глаголы: кувылять (ковылять), кувырять (ковырять),
кувякать (вякать), кудакать (кудахтать), куковать, кудесить и
т.д. – Все действия как бы полудействия, неполноценно-ущербные,
стремящиеся к истинным.
По логике – приставка «ку», это современное «к». Можно
реконструировать первооснову понятия: к-солка (новг), к-шолка (пск.).
Связующие буквы в древности были не те, что сейчас. Мы бы
сказали скорее Кашелка или Кошелка. Такие слова сегодня у нас
есть. Предки предпочитали букву «у». В данном случае
образовалось известное слово Кушелка.
«К» — предлог – обозначает направление в сторону чего-либо.
Здесь к соли. Таких мощных разработок ископаемого в бассейне
речушки попросту не было.
По понятиям предков Плюсса была издревле
экономическо-транспортной артерией. Оно и понятно. Менталитет
тогдашнего населения обусловил приниженное положение жителей
бассейна Кушелки относительно жителей на берегах большой реки.
По Плюссе формировались издревле какие-то городища, к примеру,
Крапивно и Курея. В город могла перерасти группа деревень при
Никольском монастыре. Другой вопрос, что они не выросли в
полноценные поселения – для этого были свои причины.
«Ка» на конце слова Кушелка – обычный словообразующий элемент,
но опять же свидетельствующий о некоем «приниженном» значении
самого прозвания (ср. дурилка, картонка, бумажка, букашка).
Поскольку, любой топоним образуется сложно, правомерно
рассмотреть и корень «сел».
Сел-село-сёла. Село – большое поселение, с церковью. Сельцо –
поселение поменьше, но с усадьбой землевладельца Они тяготели к
водной артерии, к матушке - Плюссе. Она кормила, она и поила.
Сел больше на Плюссе, их меньше по Кушелке. Единственное село по
Кушелке – Кушела. В нем многие века часовня была. В остальном
схема построения слова Кушелка та же.
Если разобраться, то кто-то может гордиться тем, что наша
«соль» (известь) навеки скрепила камни древнейших храмов и
крепостей округи.
Ближайшая местность у устья Кушелки изобиловала деревнями.
Многокилометровое ожерелье поселений практически непрерывно
опоясывает Плюссу на всем протяжении водного неудобья. Это
быстрина, пороги и броды. Здесь непроходимая водная артерия.
Собственно, отсюда и повелось бы наше градообразование в
стародавние времена, не изменись исторические условия. Когда-то
река была важна как путь миграции, войны и торговли. Но это
следующий рассказ, не столь спешный.
Кушелка пересекает в своем течении три важных в прошлом района.
Это Никольский админстративно-хозяйственный узел (современный
город Сланцы), Нагищенская фискально-военная система
тысячелетней давности (она существовала более 500 лет) и
ландшафтно-историческую жемчужину озер Рыжиково и Кушельское.
Здесь же был когда-то административный центр Кушельской губы –
село Кушела.
Жаль, но в низовьях река утеряла свой заключительный
эстетический аккорд. Людским нерадением уничтожен Гавриловский
пруд, а так же усадьба. Ухоженное место и хозяйство у водопада
многие годы радовало глаз радетельных хозяев. Пруд и сегодня мог
бы кормить город рыбой, но для этого нужны желание, средства и
люди. Где их взять?
Соль (известь) относится к разряду наиважнейших строительных
материалов. Ее до сих пор производят на цементном заводе. Можно
сказать, что старинное производство разрослось и стало заводом.
Сегодня известь – компонент цемента. Камня у нас в достатке,
Производственники не уродуют берег реки и берут его в
близлежащем карьере «Печурки». Само название карьера по названию
деревни говорит о старинном промысле местников. А рядом деревня
Каменка. – Опять название говорит о добыче плиты. Интересно, что
встарь добывающие плиту деревни конкурировали. Чья-то известь
была лучше, а чья-то хуже. Одна плита шла на обжиг, а другая
нет. Плита разделялась по цвету – белая и серая, но все это
вопросы технологии.
Аспект пищевой соли достаточно широк. Соль пищевая
раньше иногда служила амулетом. Солью кое-где обрызгивали
новорожденных, молодых, дойных и тельных коров. Кусочки соли
бросали в печь от сглаза. Просыпать соль – к ссоре. Чтобы
предотвратить ссору, надо посыпать просыпанной солью голову.
Поговорки: «Любящий соль да запьет», «Без попа, что без соли».
Действие по производству соли раньше называлось сольба.
Промысел по добыче плиты мог быть чьим-то «кормлением». В
какой-то период ломками мог владеть монастырь или частник.
Кормление первоначально означало способ содержания должностных
лиц. Лица эти могли получать от местного населения все
необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже
лошадей. Надо было лишь завладеть ломками. До самых революций
частные ломки сдавали в аренду.
Понятия, могущие касаться до промысла: соляное правление –
держание дела, получение соответствующей подати, в т.ч. за
провоз рекой. Соляные села, деревни – касающееся до работ.
Солевозы – люди и транспорт. Солевозные пути-дороги и солеродные
ключи. Солепромышленников пятьсот лет назад не было, но могли
быть соленосцы. Могли быть копи и буды для хранения. Очевидно,
существовало производство соответствующего транспорта и тары.
Сегодня мы знаем таблицу Менделеева и тысячи
производных от солей. В древности такого разнообразия не было.
Трудно представить, но некогда и железа не знали. В те времена и
образовалось множество названий. Можно предположить, что
промысел извести мог называться «солка» или «соление» (ср.
кормление).
«Солка» - имя собственное, возможно, прозвание
местности (вспомним д. Солка близ Кингисеппа; она тоже на берегу
реки, и там существуют берега с выходами известняка). Малый
водный поток Кушелка или Кусолка (фины всегда говорили на «с»)
бежал именно к Солке - к Шолке.
Топонимы на «ш» от «шолки» (они тоже во множестве)
следующие: Шолова, Шоловское, Шолоно, Шолонское, Шолодково,
Шолайкова. Через «е»: Шелонское, Шелоня. Очень многие по реке
Шелонь (названия конца ХV века).
Наконец, - все наши предки жили в обширной
Шелонской пятине Великого Новгорода, иначе, в Солонской пятине,
богатой солью пищевой и солью-известью.
Такие вот коллизии в нашей повседневной заземленности.
Не все очевидное нам знаемо нами. История вымывается из сознания
сама по себе. Плохо, но иногда этому способствуют некие высшие
понятия и новоявленные мессии. Давно пора писать историю края не
«к штыку приравняв перо», а толково, обстоятельно, вдумчиво.
Соседи наши в Ямбурге уже учебник краеведческий выпустили. –
Дело за нами.
В.И.Будько Север Гдовщины.