О службе Сектор по культуре Социальные службы Библиотека ЛИТО Мой город

 

Гостевая

Форум

                         

                               Кушелка

                     Река моего детства

E

Много копий по поводу прозвания наших местностей не ломали. О Кушелке говорили, что топоним мог произойти от старого псковского и новгородского понятия «кушевая вода». Кушевая вода - вода болотная.  Старики говорили: «Пить нечего, а кушевая вода плохая».

 Эта гипотеза имеет под собой основание, т.к. истоком собственно реки Кушелки является совершенно заиленное Рыжиково озеро. Далее река проходит низинным (фактически болотным) местом к юго-востоку от деревни Борки (правильно Борок, от «бор» - брать; здесь когда-то на Рождество Богородицы была ярмарка). Болото близ Борков образовано некой плотиной. Тут и деревня была – Мельничище.

           Г.Г. Трусман в исследовании ХIХ века отмечает, что в Эстонии существует деревня Kuusala. – Очень близкое по звучанию название. Название Кушелка Трусман производит от финского kuusi-la – еловник. Он же отмечает, что в Эстонии XIII века существовала река того же наименования.

           С большой долей вероятности можно констатировать, что Трусман прав. Правы и другие топонимисты, объясняющие одни и те же названия по- разному. – Такова наука топонимика. Немного далее дадим и мы свою версию объяснения древнего гидронима Кушелка. Он, очевидно, старше названия деревни Кушела.

           Гидронимы самые древние из названий. Они доносят нам несказанный колорит ушедших эпох и частички давно забытых языков предков.

            В бывшем Щепецком Погосте, что в ареале рек Крапивенки, Веенки, Руи, Яны и Плюссы была некогда деревенька – Кусёлкино. Затем жители переименовали ее в Кушелкина.

            В Кингисеппском районе есть место и речка Солка. – По созвучию очень похоже на Кушелка, если допустить, что «ку» это какая-то приставка чужого языка (на сколько он нам чужой, можно спорить).

         Разделив слово Кусолкина на составляющие, получаем Ку-солки-на (Трусман разделял kuusi-la). Солка  в новгородских наречиях это соль или  соли. Отсюда многочисленные производные: Сольцы, Солонь, Солкова, Соловец, Солоницко, Соль Новая, Солца. Действительно, встарь по берегам реки Шелони новгородцы черпали из некоторых колодцев соляной раствор – т.н. выварную соль. Соль попросту выпаривали.

В псковской же традиции в подобных словообразованиях было обычаем заменять букву «с» на букву «ш». Поэтому, гипотетическая река Солонь с десятками варниц могла обратилась в Шелонь. Попутно заметим, что берег Шелони когда-то был  магистральным путем из  Пскова в Новгород.

По аналогии наши гипотетические Кусолки можно смело обратить в Кушолки, а Солки в Шолки. – Мы ж на Псковской земле квартируем. 

           Какие же соли есть у нас? – Вопрос не очень сложный. – Край богат древнейшим ископаемым – известняком. Известь – от греческого асбест (asbestos). Соединение металла (или металлоида) с кислородом дает окись. Известня (древн.) – здесь кальций.

В средние века к соли относили такие вещества, которые ничего общего с солью не имели, например сахар.  Ньютон даже воду поместил в разряд солей.

 Пережженый в течение 3-х дней известняк становится легким продуктом - известью, которую гасят водой. Далее с примесью песка и других веществ ее можно применять в строительном деле. Что до строительства, то мало своего, округа целые крепости возводила. Это Иван-Город, Нарва, Гдов, Копорье и проч. Не будем приводить все наши топонимы по камню, но это серия Каменок, Порховок и т.п. По берегам Луги, Наровы, Плюссы, Великой, Гдовки множество т.н. приямок – карьеров и карьерчиков известняковой плиты, все – плитоломки.

Не стоит завидовать адовой работе добытчиков камня. Их орудия были просты как мир, – лом, кирка, клин. Ломали и возили плиту только летом. Зимой разработки замерзали и камни намертво спаивались льдом.

Дрова заготавливали всю зиму.  Обжиг располагался строго у воды. Один из карьеров – у Иван-Родника, т.н. Теплые Воды.

Мой дед по матери был потомственный плитолом. Именно по своей профессии, по комсомольской путевке, он приехал из Пскова на строительство Гдовских сланцев в 1934 году. Ломали они на Плюссе, слева от Кировского моста, «у родничка». Есть в семье и знаковая фамилия – Подплитниковы.

 Между ул. Малопольской и д. Малые Поля расположены некие округлые и продолговатые сооружения, т.н. печи. В них и обжигали плиту. О технологии напишем в иной статье (это довольно интересно).

Три-четыре совмещенные полусферические печи имеют срезанный верх. Диаметр отдельной печи - до 3-х метров. Нужно было со знанием  дела загружать такую махину, которую жгли три дня. Интересно, что полуциркульные стены печного комплекса были обмазаны связующим, чем-то на основе глины. Этот состав до сих пор сохранился.

Другие печи (их основное количество, более дюжины) имеют прямоугольную форму. В основной массе печи порушены огнем и временем. Известняк – материал не прочный, не гранит. Между тем, в сторону деревни Малые Поля сохранилась одна не работавшая ни разу печь. Она сегодня превращена в сарайчик (над ней возведена крыша). Печь-сарайчик очень напоминает киево-печерскую келью, а все сооружение – собрание келий – монастырь. Была ли здесь киновия (общежитийный монастырь), - выяснить, очевидно, не удастся, но топоним Подкино (деревня расположена невдалеке) содержит формант «кино» (возможно, что не случайно).

Попутно отметим, что в ареале села Ложголово, в правобережье реки Луга, есть деревня с тем же топонимическим формантом «кино» - Киноши. В левобережье же, напротив Киноши, устье ручья или речки Киношка. Место расположено недалеко от знаковых  деревень, сегодня сведенных: Муравейно и Поречье. Располагались они при старинной переправе, которой в ХIХ веке владели помещики Шкляревичи.

Возможно, формант «кино» имет какое-то древнефинское происхождение, К сожалению, местной финской топонимикой мало занимаются специалисты. Можно сказать – вообще никто не занимается финской, ижорской, водской и эстонской топонимикой в нашем регионе. - Нет финансирования, как нет его вообще на региональную историю.

Возвращаясь к теме киновии, следует упомянуть, что по сведениям Ефима Андреева когда-то какие-то монахи поставили часовню между Малыми и Большими Полями. Возникает закономерный вопрос – где она могла находиться и почему ее поставили монахи? Другой вопрос: в честь чего была поставлена часовня пришлыми монахами?

 Сегодня представляется, что между Малыми и Большими Полями это могло быть у какого-то моста-переправы, у  т.н. кошелей, в которые ловили сплавляемые дрова и бревна. Кошели (название запони слышано не от стариков) являлись местной особенностью, своеобразным наплавным мостом. Их могли делать достаточно широкими, из многих рядов бревен, чтобы лошадь с телегой могла перейти Плюссу.

 Сегодня о переправах вспоминают весьма смутно, но можно воспользоваться справочным материалом. Источники по поводу запоней (запонов) сообщают, что на спокойной реке запонь была в 2-3 бревна, а на  быстой до 12 бревен. Одна из долгожительнец сообщила, что большепольские детишки бегали в школу деревни Кривая Лука через наплавной мостик из пары бревен.

  Из приведенного видно, что часовня вполне могла когда-то находиться у переправы. То, что переправу могли содержать монахи того же польского монастыря, - без сомнения. Монастырь и был поставлен для фискально-контрольных целей в месте переправы. Монастыри активно занимались коммерческой деятельностью. Жаль, что легенды о монастыре на сегодняшний день забыты. Были ли какие-то монахи где-то на берегу, были ли они в месте обжига (для контроля или для работы) – остается гадать.

Переписные книги вещают, что прихрамовые деревни Карповщина и Свиридово принадлежали той или иной церкви. Сами монахи обязаны были работать там, куда пошлет игумен. Настоящий игумен мимо прибыли не пройдет. – На то он и игумен.

 

Киновия

Брокгауз и Ефрон

 

          От греч. κοινός — общий, и βιός — жизнь — название нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т.п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности; их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо. Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального архиерея, Св. синодом.

           Печи, а это целый комплекс индивидуальных к ХIХ веку производств, расположены достаточно высоко, над рекой.  Отсюда, чтобы транспортировать продукцию, нужно было спускать облегченные плиты к воде, на специальные транспортные суда-лодки. Делали это в редкоплетеных мешках. Основной потребитель был в Нарве (около 15 тысяч населения в ней, до 1917 года). В это же время Никольский храм собирал на праздник едва 100-200-300 человек. – «Все уходили в город», «Все жили Нарвой». – так тогда говорили.

 Примечательно, что о каких-то монастырских пещерах упоминают в связи с монастырским прудом. Они располагались за общежитием техникума, но сейчас не видны. От пруда осталась низина, а пещеры засыпаны. Были ли это печи или какие-то добычные места, сегодня никто не скажет.

          Является ли известь солью? – С точки зрения химии – да. Это соединение щелочи и кислоты в одно. Наши предки прекрасно знали это. Солью прозывались не только всякие купоросы и незаменимая NaCl, но и ГИПС, ИЗВЕСТЬ, МЕЛ (Даль; см. «соль»).

 О непонятной сегодня приставке «Ку» следует сказать особо. - Это древнейший, вышедший из современного словообразования элемент. Поэтому, лингвистические аналоги следует искать в таких же древних рудиментах. Приведем здесь слова: кубышка, кубарь (волчек), кубас (буй), кузло (кузня), кузов, кукушка, кукан, кулак, кулейка (обрез ткани). Абсолютное большинство их говорит нам о чем-то малом возле чего-то большого, о малом, которое стремится приблизиться к большому. Свидетельствует о нахождении чего-то возле чего-то:

Кубышка – узкогорлая посуда.

Кубарь –    шар на ножке – волчок.

Кубарь –    шар на привязи, буй или якорный поплавок.

Кулак –      большое  на меньшем, основное на второстепенном.

Кузло –      деньги; большое и малое кузло, кузло новгородское (ХVI в.). Была поговорка: «Кузнец, что ни стукнул, то гривна».

          Кузло –      кузня (второе значение) - кузнецы считались сродни

                             колдунам; по поверьям они были причастны к темным злым

                             силам, были как бы возле них.

          Глаголы: кувылять (ковылять), кувырять (ковырять), кувякать (вякать), кудакать (кудахтать), куковать, кудесить и т.д. – Все действия как бы полудействия, неполноценно-ущербные, стремящиеся к истинным.

 По логике – приставка «ку», это современное «к». Можно реконструировать первооснову понятия: к-солка (новг), к-шолка (пск.). Связующие буквы в древности были не те, что сейчас. Мы бы сказали скорее Кашелка или Кошелка. Такие слова сегодня у нас есть. Предки предпочитали букву «у». В данном случае образовалось известное слово Кушелка.

 «К» — предлог – обозначает направление в сторону чего-либо. Здесь к соли. Таких мощных разработок ископаемого в бассейне речушки попросту не было.

 По понятиям предков Плюсса была издревле экономическо-транспортной артерией. Оно и понятно. Менталитет тогдашнего населения обусловил приниженное положение жителей бассейна Кушелки относительно жителей на берегах большой реки. По Плюссе формировались издревле  какие-то городища, к примеру, Крапивно и Курея. В город могла  перерасти группа деревень при Никольском монастыре.  Другой вопрос, что они не выросли в полноценные поселения – для этого были свои причины.

 «Ка» на конце слова Кушелка – обычный словообразующий элемент, но опять же свидетельствующий о некоем «приниженном» значении самого прозвания (ср. дурилка, картонка, бумажка, букашка).

 Поскольку, любой топоним образуется сложно, правомерно рассмотреть и корень «сел».

Сел-село-сёла. Село – большое поселение, с церковью. Сельцо – поселение поменьше, но с усадьбой землевладельца Они тяготели к водной артерии, к матушке - Плюссе. Она кормила, она и поила. Сел больше на Плюссе, их меньше по Кушелке. Единственное село по Кушелке – Кушела. В нем многие века часовня была. В остальном схема построения слова Кушелка  та же.

 Если разобраться, то кто-то может гордиться тем, что наша «соль» (известь) навеки скрепила камни древнейших храмов и крепостей округи.

 Ближайшая местность у устья Кушелки изобиловала деревнями. Многокилометровое ожерелье поселений практически непрерывно опоясывает Плюссу на всем протяжении водного неудобья. Это быстрина, пороги и броды. Здесь непроходимая водная артерия. Собственно, отсюда и повелось бы наше градообразование в стародавние времена, не изменись исторические условия.  Когда-то река была важна как путь миграции, войны и торговли. Но это следующий рассказ, не столь спешный.

 Кушелка пересекает в своем течении три важных в прошлом района. Это Никольский админстративно-хозяйственный узел (современный город Сланцы), Нагищенская фискально-военная система тысячелетней давности (она существовала более 500 лет) и ландшафтно-историческую жемчужину озер Рыжиково и Кушельское. Здесь же был когда-то административный центр Кушельской губы – село Кушела.

Жаль, но в низовьях река утеряла свой заключительный эстетический аккорд.  Людским нерадением уничтожен Гавриловский пруд, а так же усадьба. Ухоженное место и хозяйство у водопада многие годы радовало глаз радетельных хозяев. Пруд и сегодня мог бы кормить город рыбой, но для этого нужны желание, средства и люди. Где их взять?

 Соль (известь) относится к разряду наиважнейших строительных материалов. Ее до сих пор производят на цементном заводе. Можно сказать, что старинное производство разрослось и стало заводом. Сегодня известь – компонент цемента. Камня у нас в достатке, Производственники не уродуют берег реки и берут его в близлежащем карьере «Печурки». Само название карьера по названию деревни говорит о старинном промысле местников. А рядом деревня Каменка. – Опять название говорит о добыче плиты. Интересно, что встарь  добывающие плиту деревни конкурировали. Чья-то известь была лучше, а чья-то хуже. Одна плита шла на обжиг, а другая нет. Плита разделялась по цвету – белая и серая, но все это вопросы технологии.

            Аспект пищевой соли достаточно широк.  Соль пищевая раньше иногда служила амулетом. Солью кое-где обрызгивали новорожденных, молодых, дойных и тельных коров. Кусочки соли бросали в печь от сглаза. Просыпать соль – к ссоре. Чтобы предотвратить ссору, надо посыпать просыпанной солью голову. Поговорки: «Любящий соль да запьет», «Без попа, что без соли».

           Действие по производству соли раньше называлось сольба. Промысел по добыче плиты мог быть чьим-то «кормлением». В какой-то период ломками мог владеть монастырь или частник. Кормление первоначально означало способ содержания должностных лиц. Лица эти могли получать от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Надо было лишь завладеть ломками. До самых революций частные ломки сдавали в аренду.

Понятия, могущие касаться до промысла: соляное правление – держание дела, получение соответствующей подати, в т.ч. за провоз рекой. Соляные села, деревни – касающееся до работ. Солевозы – люди и транспорт. Солевозные пути-дороги и солеродные ключи. Солепромышленников пятьсот лет назад не было, но могли быть соленосцы. Могли быть копи и буды для хранения. Очевидно, существовало производство соответствующего транспорта и тары.

            Сегодня мы знаем таблицу Менделеева и тысячи производных от солей. В древности такого разнообразия не было. Трудно представить, но некогда и железа не знали. В те времена и образовалось множество названий. Можно предположить, что промысел извести мог называться «солка» или «соление» (ср. кормление).

           «Солка» - имя собственное, возможно, прозвание местности (вспомним д. Солка близ Кингисеппа; она тоже на берегу реки, и там существуют берега с выходами известняка). Малый водный поток Кушелка или Кусолка (фины всегда говорили на «с») бежал именно к Солке - к Шолке.

          Топонимы на «ш» от «шолки» (они тоже во множестве) следующие: Шолова, Шоловское, Шолоно, Шолонское, Шолодково, Шолайкова. Через «е»: Шелонское, Шелоня. Очень многие по реке Шелонь (названия конца ХV века).

            Наконец, - все наши предки  жили в обширной Шелонской пятине Великого Новгорода, иначе, в Солонской пятине, богатой солью пищевой и солью-известью.

           Такие вот коллизии в нашей повседневной заземленности. Не все очевидное нам знаемо нами. История вымывается из сознания сама по себе. Плохо, но иногда этому способствуют некие высшие понятия и новоявленные мессии. Давно пора писать историю края не «к штыку приравняв перо», а толково, обстоятельно, вдумчиво. Соседи наши в Ямбурге уже учебник краеведческий выпустили. – Дело за нами.

 

 

В.И.Будько Север Гдовщины.

  

 

 

Домашняя

Спорт

Развлечения

Афиша

Краеведение

Трудоустройство

Образование

Молодежь

Культура

 

 

Дизайн сайта: Захарова Юлия, Зайцева Евгения.

Редактор сайта: Тумурук А.В.

Сайт разработан при поддержке Комитета по физической культуре, туризму, спорту,  молодежной политики Ленинградской области, Отдела молодежной политики Сектора по культуре Администрации МО "Сланцевское городское поселение", Центральной городской библиотеки г. Сланцы,  Молодежного совета при главе администрации г. Сланцы.

Сайт управляется системой uCoz