|
С
И Ж Н Е Н С К И Й Х Р А М |
E
В.И. Будько.
Сиженский храм в 1950-е годы
Сиженский храм – старейший на северной
Гдовщине. Более 40 лет после войны он стоял в запустении. Зарастали
бурьяном могилы, сыпались камни апсиды и приделов. Со временем крыши на
них рухнули, а в 1988 году их снесли людским нерадением. Многие
сожалеют, что были уничтожены намогильные плиты и памятники. Сегодня из
старых изысков осталось малость – 2-3 плиты, остовы кованых крестов,
каменный крест 1838 года и 2 памятника на оконтуренной гранитом могиле
Барановых. Края мраморного монумента сколоны варварами. В 2001 году на
этой могиле убрали кованую ограду. Были ограды и через дорожку,
напротив. По сказам местников – могилы священства располагались числом
4-5 на южной стороне. Они, якобы, были отмечены хорошими камнями черного
габбро.
Галине Павловне Плахотнюк, прибывшей после учебы в Сланцы в 1952 году,
довелось работать в поруганном Сиженском храме 3 месяца. Деятели
окрестного сельского хозяйства наладили здесь производство торфяных
горшков под рассаду. Работали на этой операции совхозные шефы, -
трудящиеся СПЗ «Сланцы».
1977
Каждый день в обусловленном месте поселка Лучки автобус, получивший в
народе шуточное название «коробочка», забирал 16 работниц, которые ехали
на работу в Сижно.
При входе в храм был установлен специальный пресс – машина, выдававшая
сотни единиц продукции. Прессованные горшочки складировались на
специальных дощатых поддонах. Сырье для пресса сваливалось на храмовый
пол и представляло смесь торфа, земли и соломы. Эта смесь подавалась в
шнек, при этом машина создавала сильную вибрацию. Столетним стенам,
впрочем, это был не самый больший вред. Основной вред доставляли
строению атмосферные осадки и перепады температур. Надо учесть, что
стеновой плитняк как строительный материал большой атмосферной
устойчивостью не обладает. Его спасало, единственно, хорошее качество
старинной штукатурки «в лапу», - так штукатурили в Пскове и Новгороде.
Здание храма на описываемый момент 1950-х годов стояло вовсе без стекол.
Удивительно, что 4 фрески святителей, располагавшиеся в проемах между
окнами, не осыпались. К 90-м годам они, потемневшие от времени, еще
сохранялись в завешенном виде. В 2001 году священнику Сергию Кутузову
ввиду непригодности их пришлось забелить.
На западной стене, перед притвором, располагалась полуциркульная роспись
темных тонов, на сюжет Страшного суда. Это было какое-то провинциальное
письмо, возможно, местного исполнения. О местном художнике
XIX столетия, родом из Выскатки упоминает Ефим
Андреев, выскатский же старшина и церковный деятель 1860-1890-х годов. В
церкви огромного имения Щепец, что находилось некогда по реке Плюссе
(современный Гдовский район) были некогда «Иконы трудов крестьянина
Выскатской волости андрея
Саввина. Он природным талантом, без руководства учителя, достиг до
возможной степени живописного художества, в свое время был украшением
местного края и пользовался славою и доверенностию значительных лиц». Об
одной иконе, находившейся в храме села Сижно и писанной Андреем Савиным,
Ефим Андреев сообщает: «На другой стороне иконы… надпись: в Храм Св.
Архистратига Михаила, на день сына моего, многогрешный иконописец Андрей
Саввин».
Примечательно, что и Ефим Андреев в некие годы, очевидно, в молодости,
отдал дань церковной живописи. В его описании Пятницкой церкви города
Гдова есть примечательные слова: «Иконостас… устроен в 1795 году. Иконы
живописные, искусной работы, подновлены в 1849 году автором этих
записок». Имеется в виду известное епархиальное издание «Краткие
историко-статистические сведения С.-Петербургской епархии. Т.
X. СПБ. 1885». Оно и сегодня является
основополагающим материалом о храмах уезда, да и по России в целом.
Ефим Андреев принял деятельное участие в этом издании. В Х томе
Историко-статистических сведений помещена его обширная глава о храме
села Выскатки. В этом храме он пребывал церковным старостой не одно
трехлетие. Кроме того, в указанном томе помещен большой обзор храмов
региона под названием «Записки крестьянина Ефима Андреева». Это целая
историческая ретроспектива храмов Гдовщины. Она не имеет аналогов в
истории нашей малой родины до сих пор.
По сведениям 1885 года в Сижно был иконостас, о котором в
Историко-статистических сведениях сказано: «Иконостас, в 5 ярусов,
возобновлен в 1866 году Михаилом Ивановым Чернышевым». В том же
источнике есть указание, что художник Чернышев работал и в храме Рудно:
«За иконостас главного престола (в Сижно – В.Б.) отдано художнику
Чернышеву 800 р. с. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2
яруса».
Возвращаясь к заявленной теме, заметим, что упомянутая Г.П. Плахотнюк
«горшечная пресс-машина» нещадно чадила на весь храм. Персонал, в
основном кормящие мамы, имели на ту пору малых деток до одного года. В
связи с этим рабочий день им укоротили на 1 час. Некоторое послабление,
в то время как женщины их положения по божески должны были быть только с
детьми, дома и не работать. Вместо этого они кромсали в февральский
мороз торф и орудовали шахтерскими лопатами. Кроме того, им приходилось
таскать ведрами воду с пруда - для придания смеси нужной консистенции.
1977
Работниц на пресс-машину особым образом подбирали кадровики. – Система
совсем не давала матерям побыть с детьми. – Всем в обязательном порядке
надо было строить социализм.
В перерывах девушки-комсомолки осматривали кладбище. Запомнилась одна
эпитафия на могиле 20-летней женщины (очевидно, на могиле Натальи
Дмитриевны Мусиной-Пушкиной): «Два года жизни с тобой были минутами
истинного счастья». Эти строки хранили тепло несказанной любви.
1951 (?). Сижно.
Последний Крестный ход
перед закрытием храма.
Фотография из архива семьи
протоиерея Игоря Тихомирова.
Новых могил на храмовом погосте не было. – Люди боялись хоронить у
храма, справедливо опасаясь, что его снесут вместе с кладбищем.
Комсомолкам, еще очень молодым в ту пору, казалось, что жизнь бесконечна
и старость им не грозит, а кладбищенские памятники – это лишь причуды
богатеев, которым деньги девать было некуда. Атеизм, преподанный
молодости, доходил до того, что притвор молодые люди называли… -
вестибюль.
Таким храм был перед
передачей его верующим в конце 1980-х годов.
Уникальные в своем роде
снимки по просьбе протоиерея Игоря Тихомирова
сделал фотограф Владимир
Алексеевич Смирнов.
В
действующие храмы негласной комсомольской этикой молодежи заглядывать
запрещалось. Не знал тогда, к сожалению, директор училища, где училась
Галина Павловна, что она потихоньку посетила церковь в Таллине. -
грозы было б не миновать!
Посещение эстонского храма оставило неизгладимое впечатление в душе
девушки.
Трехчастная храмовая апсида
из плиты, к сожалению,
в 1988 году была снесена
при ремонтных работах.
Так же снесли два довольно
ветхих придела.
Этим несказанно нарушили
исторический облик памятника.
Все говорит о том, что
государственные органы к моменту начала ремонтных работ
полностью устранились от
функции надзора и охраны за памятниками культуры.
На
родине же Галины Павловны воинствующие атеисты в великой злобе
сбрасывали навершие памятника священнику, но верующие с завидным
постоянством поставляли его на место. Сегодня опять настало время
собирать камни и строить храмы, как встарь после нашествия варваров.
Протоиерей отец Игорь
Тихомиров с матушкой и верующими
на работах по расчистке
храма во имя Архангела Михаила в селе Сижно.
Фотография из архива семьи
протоиерея Игоря Тихомирова.
Конец 1980-х годов.
В
1976 году сотрудниками института «Спецпроектреставрация» были выполнены
архитектурно-археологические обмеры и фиксации,
а так
же проект реставрации храма.
Они
же рекомендовали признать храм в Сижно «памятником республиканского
значения». К сожалению, материалы реставраторов лежат бездействуя в
архиве ЛФИ «Спецпроектреставрация», а сланцевчане имеют то, что имеют.
Литература:
Восстановление, охрана и использование памятников истории и культуры
Сланцевского района. Т. II. Натурные
исследования. Книга II. Объединение «Росреставрация».
Ленинградский филиал проектного института по реставрации памятников
истории и культуры «Спецпроектреставрация». Л., 1978.
Деревня Сижно Ленинградской области. Церковь Архангела Михаила. РСФСР.
ВООПИК. Леноблотделение. Л, 1989.
Краткие историко-статистические сведения С.-Петербургской епархии. Т.
X. СПБ. 1885.
|