О службе Сектор по культуре Социальные службы Библиотека ЛИТО Мой город

 

Гостевая

Форум

                                  С Л А Н Ц Ы

 E

         

 

 

            

Титульный лист книги Н.М. Афонского «Сланцы».

 

                      Выходные данные книги.

 

 

Н.М. Афонский

 

Сланцы

 

1964

 

ОТ АВТОРА

 

Сланцы — один из самых молодых городов Ленин­градской области. Он растет, развивается, благоустраи­вается значительно быстрее многих других, занимая все более видное место в хозяйственной жизни не толь­ко Ленинградского экономического района, но и всей на­шей страны.

Возникнув первоначально как топливная база про­мышленности Ленинграда, город Сланцы вскоре рас­ширил свое топливно-энергетическое направление: горючий сланец перерабатывают теперь не только в бы­товой газ и мазутное масло, но и в более сложную хи­мическую продукцию, необходимую предприятиям страны.

После майского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС перед коллективом шахтеров и химиков города встал вопрос об ускорении развития сланцеперерабатывающей про­мышленности в химическом направлении: налажено производство синтетического дубителя, увеличивается выработка шпалопропиточного масла и других продук­тов химической переработки сланцев.

Но особенно широкие перспективы открылись перед Сланцами после декабрьского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, поставившего вопрос об ускоренном развитии химической промышленности как важнейшем условии подъема сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа. «Исходя из интересов коммуни­стического строительства, Пленум ЦК КПСС считает необходимым сосредоточить внимание партии и народа на ускоренном развитии химической индустрии, широ­ком использовании достижений химии для технического прогресса в народном хозяйстве, дальнейшего увеличе­ния производства продуктов сельского хозяйства и то­варов народного потребления», — говорится в постанов­лении Пленума. Это указание стало определяющим во всей деятельности рабочих, инженеров, техников слан-цевских предприятий. Началась напряженная, настой­чивая борьба за претворение в жизнь исторических предначертаний партии.

Город Сланцы становится одним из центров боль­шой химии Северо-Запада.

Цель этой книги — познакомить читателей с горо­дом Сланцы, его историей, сегодняшним днем и бли­жайшими перспективами развития.

 

ПО ПРЯМОМУ УКАЗАНИЮ ЛЕНИНА

 

Петрограду нужна топливная база. Ударный экономический фронт. Поселок становится городом

 

На крайнем юго-западе Ленинградской области, в 180 километрах от Ленинграда, находится город Сланцы. Широко и привольно раскинулся он на берегах Плюссы, там, где в нее впадает небольшая речка Кушолка, примерно в 20 километрах к югу от Нарвского водо­хранилища. А вокруг города на многие километры тя­нутся леса, перелески, пустошники, опасные трясины...

Возникновение города Сланцы связано с необходимостью создать для Ленинграда свою энергетическую базу.

До Великой Октябрьской социалистической револю­ции энергетика Петербурга базировалась на угле, при­возимом из Англии, нефти, доставлявшейся с Кавказа, и на дровах, поступавших из близлежащих лесных райо­нов; но основное место в топливном балансе огромного промышленного города все же принадлежало англий­скому углю. Такое положение сложилось потому, что экспортно-импортные операции со странами Западной и Северной Европы Россия вела через порты Балтий­ского моря — Петербург (Кронштадт), Ревель, Ригу, Виндаву и Либаву, причем наибольший грузооборот приходился на Петербургский порт.

В силу аграрного характера дореволюционной эко­номики России из страны вывозили преимущественно объемные грузы — зерно, муку, лес, лен, пеньку и дру­гие. Ввозили же главным образом тяжелые, но мало­габаритные грузы: металл и изделия из него, сырье для химической промышленности и т.п. В результате не­равного по объему тоннажа экспорта и импорта часть кораблей, следовавших в Россию, вынуждена была брать балласт. В качестве балласта в трюмы кораблей грузили преимущественно песок в мешках. Более 100 лет этот песок доставляли в Петербург со всего света и вы­сыпали в Финский залив близ порта. Погрузка и выгрузка балласта не только занимали время, но и требовали денежных затрат, а это, естественно, удо рожало стоимость перевозимых грузов.

С развитием промышленности в Петербурге и дру­гих городах Прибалтики стала расти потребность в топливе для пароэнергетических установок; владель­цам промышленных предприятий пришлось покупать уголь в Англии. Корабли, следовавшие в Петербург порожняком, начали заходить в Англию и вместо бал­ласта брать там уголь. Таким образом, судовладельцы не только не платили за балласт, как это было прежде, но и получали плату за перевозку угля. Тарифы на такую попутную перевозку угля были выгодны как для судовладельцев, так и для покупателей. В итоге уголь из Англии обходился дешевле отечественного — донец­кого, поступавшего в столицу по железной дороге. По­этому вся промышленность Прибалтики работала на привозном угле.

Во время первой мировой войны петроградская про­мышленность не  получала английского угля. После окончания гражданской войны уголь из Англии снова стал поступать на предприятия Ленинграда — вплоть до 1927 г.

 

 

Положение города Сланцы в Ленинградской области.

 

В условиях социалистического хозяйствования стра­на не могла стабилизировать положение, рассчитывая на привозное топливо. Во-первых, уголь и фрахт при­ходилось оплачивать валютой, а ее у молодой Советской республики имелось очень мало. Во-вторых, наша страна сама богата углем, и целесообразнее было расходовать средства на развитие добычи отечественного угля. В-третьих, сохранение импортного угля в энергетике по существу приводило к экономической зависимости ленинградской промышленности, а при ее высоком удельном весе в промышленности Советского Союза — к зависимости экономики всей нашей страны от капи­талистической Англии. Поэтому Советское государство провело ряд мероприятий, чтобы скорее обеспечить Ленинград отечественным топливом.

В первую очередь были расширены шахты Донбасса и увеличена добыча угля. Для быстрейшей доставки топлива с юга построили новые железнодорожные линии Брянск-Вязьма и Унеча—Орша; отныне уголь из Донбасса в Ленинград пошел не по одному, а уже по двум направлениям: через Москву и через Брянск. И, наконец, встал вопрос о создании ленинградской энергетической базы на основе использования гидро­ресурсов и непервоклассных сортов топлива — бурого угля, торфа, горючих сланцев.

В Северо-Западном экономическом районе в широ­ких масштабах развернулось строительство гидроэлек­тростанций; самая первая из крупных — Волховская дала ток Ленинграду в 1926 г. Затем в систему Ленэнерго включились две Свирские гидроэлектростанции, две — на реке Вуоксе и одна Нарвская. На основе ис­пользования торфа как топлива начали действовать две мощные топливные электростанции — Пятая ГЭС «Красный Октябрь» и Восьмая ГЭС имени С.М. Ки­рова.

На этих-то двух станциях впервые для энергетиче­ских целей стали применять горючие сланцы.

 

* * *

 

Сланцедобывающая промышленность в нашей стра­не впервые зародилась в 1918 г. на территории тогдаш­него Ямбургского уезда Петроградской губернии, вбли­зи города Веймарна. А вскоре — в 1919 г. — горючие сланцы начали добывать и в других районах, в част­ности в Поволжье.

На необходимость и практическую возможность ис­пользовать горючие сланцы в качестве топлива и хими­ческого сырья для промышленных нужд неоднократно указывал Владимир Ильич Ленин.

Так, еще в октябре 1919 г., получив сведения, что вблизи города Веймарна начали добывать сланцы, В.И. Ленин писал:

 

«Председателю Петроградского Совета.

 

1) Говорят, сланцы под Веймарном неглубоки. Снять 2—3 сажени земли и можно экскаватор пустить, который будет массу сланцев ломать и давать.

Надо напрячь силы; мобилизовать туда буржуазию (в землянках поживут); работать 3 смены по 8 час; вызвать подъем рабочих в Питере на это дело;

мобилизовать крестьян (4 часа в день на 2 недели для начала и т.п.)» (В.И. Ленин. Соч., изд. 4.е, т. 35, стр. 365).

 

Партия поставила добычу сланцев под свой кон­троль. Вопрос о сланцах неоднократно обсуждался в ВСНХ, в Комитете обороны, в партийных организа­циях. В газете «Петроградская правда» в 1920 г. часто публиковались заметки о ходе работ, о трудностях, ко­торые приходилось преодолевать. Вот одна из таких заметок, помещенная 21 января в отделе «Экономиче­ская жизнь»:

 

К вопросу о сланцах

 

Переживаемый Петроградом острый топливный кри­зис вызвал постановку на очередь вопроса об усиле­нии добычи всех видов местного топлива.

К числу местного топлива относятся также и горю­чие сланцы, находящиеся в недрах под самым Петро­градом.

Ввиду этого инспекция ВСНХ заинтересовалась этим вопросом и предприняла обширное обследование его на местах...

При организации этих работ, особенно в Ямбургском уезде... имелись в виду весьма широкие задания, так как предполагалось довести добычу в течение полу­года до 300 000 пудов сланцев в месяц... Для добычи каждых 200 000 пудов требуется около 500 человек ра­бочих. Для помещения подобного количества рабочих нужно возвести 15 казарм, целый ряд столовых, бань, мастерских, кладовых и других хозяйственных служебных сооружений. Кроме того, при организации добычи в подобном объеме необходимо оборудовать шахты ме­ханическими подъемниками, водопроводом, вентиляцией и точно определить количество всевозможного инвен­таря.

Помимо этого, необходим хорошо налаженный про­довольственный аппарат, считая минимум 2 фунта хлеба в день на человека. Из числа механических сооружений необходимо устроить сортировочные  приспособления и подъездной путь соответствующей пропускной спо­собности. При организации работ по добыче сланца у ст. Веймарн Ямбургского уезда многие из этих усло­вий работ не были выполнены, главным образом по­тому, что в половине мая весь район разработки был занят неприятелем.

С начала сентября, после вторичного занятия рай­она Красной Армией, сланцевый комитет начал опять налаживать разработку, очищать и ремонтировать руд­ники, производить строительные работы и заготовлять инвентарь и продукты. Работать приходилось пр_и тех же тяжелых условиях, в особенности ввиду отсутствия опытных шахтеров».

 

Некоторое время спустя, 27 февраля, «Петроградская правда» сообщает уже, что на сланцевые разработки у станции Веймарн направлены 450 трудармейцев; рабочие прокладывают дренажные канавы для отвода вод, строят узкоколейные железнодорожные пути. Ежедневно добывается от 700 до 2000 пу­дов сланца, который отправляется в Кронштадт и Петроград.

В начале марта на разработки вновь направляются 450 трудармейцев, и в том числе, как сообщает газета, 380 забойщиков и молотобойцев, 10 слесарей, 50 плотников, 10 печников.

Подобные сообщения встречаются в газете и в апреле, и в мае. В корреспонденциях рассказывается о том, как в трудных условиях гражданской войны шла борьба за каждый пуд горючих сланцев, какие меры предпри­нимали партия и правительство для расширения шахт, повышения производительности и улучшения условий труда горняков.

Тем не менее всех этих мер для широкой организации добычи сланцев в промышленном масштабе было недостаточно, а большего в то время страна не могла дать.

Позже, в 1922 г., В.И. Ленин снова обращает вни­мание на сланцы. 16 октября он пишет следующее письмо в Президиум ВСНХ:

 

«...Тов. Красин прислал мне письмо, в котором сообщает о крупнейших успехах группы инженеров во главе с тов. Губкиным, которая с упорством, приближаю­щимся к героическому, и при ничтожной поддержке со стороны государственных органов, из ничего развила не только обстоятельное научное обследование горючих сланцев и сапропеля, но и научилась практически при­готовлять из этих ископаемых различные полезные про­дукты, как-то: ихтиол, черный лак, различные мыла, парафины, сернокислый аммоний и т.д.

Ввиду того что эти работы, по свидетельству т. Кра­сина, являются прочной основой промышленности, ко­торая через десяток, другой лет будет давать России сотни миллионов, я предлагаю:

1. Немедленно обеспечить в финансовом отношении дальнейшее развитие этих работ.

2. Устранить и впредь устранять всяческие препят­ствия, тормозящие их, и

3. Наградить указанную группу инженеров трудо­вым орденом Красного Знамени и крупной денежной суммой.

О последующем прошу мне письменно сообщить через управделами СНК т. Горбунова. В случае каких-либо препятствий немедленно сообщите мне через него же.

 

Председатель СНК и СТО В. Ульянов (Ленин)»

(В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 224).

 

Однако по ряду причин, о которых речь шла выше, добыча сланцев велась неритмично, а временами и со­всем приостанавливалась. В итоге за семь лет — с 1918 по 1925 г. — все предприятия дали стране всего 73 217 тонн горючего камня, причем половину этого количества добыли в Веймарне, где работы велись как открытым способом, так и под землей.

Экономически добыча сланцев была недостаточно эффективной: обходился сланец дорого, а топливом был низкокалорийным; его использовали главным образом в топках котлов, а также как пылевидное топливо. Кроме того, сланец служил сырьем для получения газоге­нераторного топлива, а зола, получаемая при сжигании сланцев, шла на строительные нужды. Тем не менее, отходы в сланцевой промышленности оставались непомерно большими.

В 1925 г., когда страна сосредоточила все свое силы и средства на восстановлении угольной промышленности, добычу сланцев временно пришлось прекратить. Но уже в 1927 г. плановые органы начали составлять проект использования сланцев, обратив особое внимание на Гдовские месторождения.

В 1930 г. севернее Гдова была заложена первая опытная шахта. Она и положила начало городу Сланцы.

Гениальное предвидение Владимира Ильича Ленина о том, что «через десяток, другой лет» сланцевая промышленность «будет давать России сотни миллионов», полностью сбылось. Уже в канун Великой Отечественной войны в Сланцах на полную мощность работали две шахты и строилась третья, действовали тепловая электростанция, сланцеперегонный завод, ряд других предприятий. Вокруг промышленных объектов выросли рабочие поселки.

 

Современные Сланцы. Промышленный пейзаж.

 

Так в Ленинградской области сложился новый промышленный центр, перед которым открывались широчайшие перспективы. Мощные тепловые электростанции Ленинграда и Ленинградской области, а также предприятия по производству строительных материалов стали получать в качестве топлива местные горючие сланцы.

 

* * *

 

5 апреля 1949 г. поселок Сланцы был преобразован в город районного подчинения, а 10 декабря 1958 г.— в город областного подчинения. Сейчас Сланцы — один из крупных городов и промышленных центров Ленин­градской области с населением свыше 40 тыс. человек. По количеству населения он уступает только Выборгу и Волхову.

Промышленность города Сланцы включает в себя четыре действующие шахты и газосланцевый завод, объ­единенные в комбинат «Сланцы». Недавно здесь всту­пили в строй первая очередь цементного завода и реге­нераторный завод.

К числу крупных предприятий относится также карьер цементного завода. Кроме того, в городе имеются деревообрабатывающий комбинат, мебельная фаб­рика, завод по производству майоликовой посуды, мо­локозавод, мясокомбинат, консервный завод по произ­водству овощных и фруктовых консервов,

Такова в общих чертах промышленность города Сланцы.

Сам город не представляет собой единого поселения, а состоит из отдельных поселков, расположенных главным образом при шахтах. Эти шахты, а следовательно и поселки находятся друг от друга на расстоянии от трех до семи километров.

Первым возник Центральный поселок при шахте имени С.М. Кирова, в трех километрах от него на­ходится шахта № 1 и поселок при ней, в семи километрах — шахта № 2 и газосланцевый завод, а несколь­ко в стороне от них — новый, самый крупный поселок Большие Лучки, в котором проживает более половины всего населения Сланцев; за ними еще в двух киломе­трах раскинулись самая молодая шахта № 3 и поселок при ней. Эти и другие действующие и строящиеся предприятия и поселки достаточно хорошо связаны между собой автобусным сообщением.

 

* * *

 

До создания сланцедобывающей промышленности на территории нынешнего города рос заболоченный лес. Тут же ютилась деревня Рудня; впоследствии здесь появился тупиковый разъезд № 9 железнодорожной линии Псков-Гдов. До 1940 г. в двух километрах от этих мест проходила государственная граница с буржуааной Эстонией.

Леса, перелески, болота, снова леса... Да, не будет преувеличением сказать, что город Сланцы вырос на голом месте — так, как Комсомольск-на-Амуре — в тайге, Караганда — в степи, Воркута — в тундре, как создавались   многие другие новые города нашей Родины.

Когда по призыву партии сюда приехали ленин­градские, новгородские, псковские комсомольцы и мо­лодежь из других районов страны, здесь еще не было города — юные энтузиасты ехали просто на «Гдовские сланцы», — тогда это место административно входило в Гдовский район. Сейчас Гдов входит в состав Псковской области, но название здешних месторождений осталось прежнее — «Гдовские сланцы». Это название прочно вошло и в литературные источники, и в официальные документы.

 

   

Домашняя

Спорт

Развлечения

Афиша

Краеведение

Трудоустройство

Образование

Молодежь

Культура

 

 

 

Дизайн сайта: Захарова Юлия, Зайцева Евгения.

Редактор сайта: Тумурук А.В.

Сайт разработан при поддержке Комитета по физической культуре, туризму, спорту,  молодежной политики Ленинградской области, Отдела молодежной политики Сектора по культуре Администрации МО "Сланцевское городское поселение", Центральной городской библиотеки г. Сланцы,  Молодежного совета при главе администрации г. Сланцы.

Сайт управляется системой uCoz