|
|
Западная оконечность Озера Долгого с селом Заручье и истоком реки Долгой.
Село Заручье расположено на востоке современного Сланцевского района. В 1950 годы село и округа входили в Осьминский район. До революции же это был Гдовский уезд. Название Заручье не есть коренное название населенного пункта. До атеистических времен село носило историческое название Доложск. Очевидно, переименование места было вызвано богоборческими причинами. Сегодня Доложском именуют лишь мыс в устье озера Долгого. На нем в начале ХХ столетия гдовское земство выстроило больничный комплекс, для своего времени выдающийся. Он сохранился до сего дня и используется в летнее время под детский оздоровительный лагерь. В остальное время комплекс построек пустует.
Пещерный храм. Взорван по приказу властей в 1955-1956 гг.
Современная карта Заручья с землеотводом. На Доложском мысу расположена значительная курганная группа, исследованная археологом В.Н. Глазовым на изломе XIX и XX веков. Расположена она на высокой морене. Один из курганов был уникальным по составу находок. Известные доложские удила и щитовой умбон, найденные в нем, отнесены современными специалистами к западноевропейскому стилю Сесдал (Германия) и датируются V веком.
Крестный ход 2000 года. В начале же ХХ века местники Доложска выстроили в селе кирпичную двухэтажную школу, которая сегодня заброшена за ненадобностью. Еще лет 20 назад в ней проживали отдельные жители. Доложск, начиная с XVIII столетия, прославился своими Православными Святынями. Это – известный образ Успения Божией Матери и Чудесная пещера со Святым источником и камнем в реке с Чудесным следком Богородицы.
2003. Заручье (Доложск). Храм в лесах
Согласно старой легенде Божия Матерь явилась на ином Чудесном источнике в местности Иван Ручий. На том месте образовался грот и пробились два ключика. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в первое десятилетие ХХ века поставили деревянный храм. Этот храм уничтожен в годы войны. Недавно на месте алтаря храма радетельными жителями поставлен памятный крест. От Иван Ручья Богородица прошла Гаянщинской дорогой, где со временем жители соорудили колодезный сруб, очевидно, на месте ее отдохновения. Сруб этот был осиян Православным крестом, но сегодня не сохранился. Дорога же заросла, ибо сегодня ездят по новой асфальтированной дороге. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень в водах ее, отчего на нем отпечатался ее следок. Он представляет из себя небольшой след правой ноги, направленный против течения реки. Паломники имеют обычай примерять его на счастье. Далее Богородица направилась в сторону Доложска и у большой дороги присела отдохнуть на камень. Это место встарь было украшено часовней, которая, к сожалению, не сохранилась.
Храм в Зажупанье. В селе же Богородица скрылась на горе, где в 1860-е годы был сооружен каменный храм на гранитном цоколе. До этого храма существовал старый деревянный храм XVIII столетия, очевидно, до войны. Атеисты по своему дьявольскому обычаю устраивали в нем танцы. Следует учесть, что вокруг храма существовало и существует кладбище с очень старыми каменными крестами, насчитывающими не одну сотню лет. Новый храм на горе является безусловной доминантой местности. Сооружен он на средства царственного дома и на деньги местных жителей и доброхотов со стороны. Местночтимая икона Успения до времен пожара в храме, который был устроен немецкими солдатами, приносила страждущим многие исцеления. Наивные сельчане зная, что от села Старополье идут немецкие факельщики и поджигают подряд все деревни, сложили в простоте обычая свои пожитки в церкви. Расчет был на то, что храм немцы не тронут, ибо некоторые из них почтительно относились к вере русского населения. Однако, расчет оказался неверен. Храм был подожжен, как было подожжено Заручье. В это время же пылали селения по Старопольской дороге. Это: Лужки, Руско, Межник и прочие. В Говорово рассказывали, что доброхотные немцы предупреждали жителей о поджоге и советовали им уйти в лес вместе со скотиной и скарбом.
2003. Ремонтные работы в Зажупанье. Дальше Заручья не все деревни подверглись сожжению. По рассказам жителей деревень Изборовье и Бор I из бездействовавшего партизанского отряда Скурдинского один из бойцов (уроженец деревни Изборовыье) самовольно и в одиночку занял огневую позицию у Доложского моста, на западном берегу истока реки. Попав под его пулеметный обстрел факельщики дальше не пошли. Таким образом деревни южного побережья Долгого озера остались нетронутыми. В Изборовье благодаря этому сохранился большой двухэтажный деревянный дом неких раскулаченных. Сохранилась до сего дня и старинная часовня с большим живописным полотном, которое воры ввиду его большого размера не смогли унести. Была и иная часовня, но в послевоенные годы ее свезли в деревню Хрель, чтобы сделать некую постройку.
Рабочие у храма в Заручье. Долгий мост в истоке реки немцы сожгли. Восстановление его производилось силами местных жителей и партизан в ночь на 1 февраля 1944 года. От прежнего моста сохранилась лишь средняя опора. Тут наскоро возвели новые временные срубы, которые наскоро при свете костров наполнили камнями. Уже этот мост бомбила немецкая авиация, стремясь помешать переправе советских войск. Немцы, отступая от Ленинграда, по проселкам уже не ездили – не рисковали. Виктор Ильич, теперь уже житель Санкт-Петербурга, вспоминал, что волостным старшиной при немцах был назначен бывший председатель заручьевского колхоза «Супряги» Павлов Николай Семенович (?). По всей округе были расклеены немецкие листки, извещавшие, что за одного убитого немца будет расстреляно десять русских мирных жителей. Население села сотрудничеством с немцами себя не утруждало. Налеты и обыски немцев были страшны. Обычно ночью селение блокировали войска и проводился повальный обыск с собаками. Однажды кто-то выдал местных пособников партизан. – Их тут же расстреляли. Среди них были родственники рассказчика – Васильевы дядя Николай, тетя Матрена и брат Миша. С ними подверглись расстрелу комсомолки Галя, Лида и Зоя. Все схоронены в братской могиле перед храмом. В Зажупанье же немцами расстреляны сестры Борисовы. Только одна из них имела какое-то отношение к партизанам. Разведка факельщиков на северном берегу озера состояла по рассказам из двух русских девчонок. На их расспросы один из жителей деревни Столбово, очень любивший между прочим прихвастнуть, сообщил, что в его деревне партизан полным-полно. На стычку с партизанами факельщики и тут не пошли. Так уцелели еще несколько деревень северного побережья.
Восточная часть озера Долгое.
По рассказу уроженца Заручья Васильева Виктора Ильича местность вообще была партизанским краем, хотя особой активности партизан на первом этапе войны в округе не наблюдалось. По его рассказу «Немцы значительно «сникли» после Курско-Орловской битвы в 1943 году. В это время они стали ездить только группами. Каратели же прибывали из Гдова, Сланцев и Ляд. Не редко карательные отряды включали в себя чеченцев, украинцев и эстонцев, которые хорошо говорили по-русски. Эти могли спровоцировать кого-нибудь на помощь партизанам. За такое благодеяние можно было легко поплатиться жизнью. Поджег деревень Лужки, Межник и Руско и далее до Старополья рассказчик датирует 6-7 ноября,очевидно, 1943 года. Заручье было сожжено полностью. Остался один отдельно стоящий дом близ больницы – старая почта. После пожаров иные зимовали в остатках стен. Семья рассказчика перебралась к родне в уцелевшее Изборовье. Жители села спасались от войны в полутора километрах от Заручья - в местности называемой Язвинник. Место это сухое – горушки.
Восточнее озера Долгого расположено озеро Спас-Которское.
В недавние годы в самом Заручье и на территории детского лагеря школьниками-поисковиками были с подачи В.И. Васильева выкопаны и торжественно перезахоронены останки семерых советских воинов. Среди них было два офицера. Все они умерли будучи раненными в немецком плену. Новая братская могила находится на высоком берегу озера. На ней установлен черный обелиск без надписи.
Этот каменный крест лет десять назад еще стоял у храма в Зажупанье. В годы войны Православное окормление населения осуществляла Псковская церковная миссия. Священники ее зачастую служили в нескольких приходах. Вот что по этому поводу приводит редактор Православной газеты из СПБ Илья Васильевич Попов: «В 1942 г., в годы оккупации, в Успенском храме села Заручье богослужения были возобновлены эвакуированным из Павловска игуменом Валаамского монастыря, управлявшего монастырским подворьем на Васильевском острове, отцом Илией (Мошковым) и служившим при нем псаломщиком, а позднее ставшим священником, его близким родственником о.тцом Алексием Масловым. Незадолго до кончины старца, здоровье которого было надломлено лагерями и ссылками, отец Алексий был рукоположен в Риге епископом Иоанном (Гарклавсом) во диакона, а затем - во священника. После кончины игумена Илии, последовавшей осенью 1943 года, приход стал центром боев между партизанами и немецкими карательными отрядами, отчего храм был сожжен. Богослужения отец Алексий перенес в сохранившуюся Михаило-Архангельскую церковь села Зажупанье, где и прослужил до 1952 года. Здесь 23 декабря он будет убит вместе со своей матушкой и старушкой-прислугой злоумышленниками». В свидетельстве И.В. Попова приводится несколько другая версия сожжения храма. Считаем своим долгом привести все существующие версии со слов старожилов, которых осталось совсем мало. В Заручье их практически нет. Могила отца Илии Мошкова сегодня сельчанами утрачена, да и службы со времен сожжения храм в нем не проводились. Приведем же здесь наш материал об отце Алексии Маслове.
Отец Алексий — священник Зажупанского храма
Бывая на Долгом озере, несколько раз приходилось слышать рассказы о трагической судьбе священника о. Алексея, служившего в храме села Зажупанье до 1950-х годов. Вот воспоминания о нем внучки его, Иванюк Ларисы Алексеевны, записанные мной 28 сентября 2002 года на пороге дома покойного батюшки. Родился отец Алексий (Маслов Алексей Данилович) от благочестивых родителей в деревне близ г. Троицк Челябинской области в 1879 году. Семья была сугубо верующей. Еще в детские годы мальчик был отдан в обучение портняжному делу одному мастеру - немцу. Находясь до 17 лет в этой семье Алексей сумел изучить немецкий язык, так что впоследствии зачатки оного были преподаны им своим сыновьям. Годам к восемнадцати случилось Алексею заболеть страшной сибирской язвой, на тот момент почти неизлечимой. Болезнь достигла такой степени, что юношу уложили на пол, где было легче переносить страдания, поскольку у него открылся жар. Алексей истово молился Богу о сохранении жизни и уже начинал терять надежду, как ему явился чудный старичок, спросивший его – хочет ли он жить? Алексей ответил, что «да», и во исполнение воли Господа, если тот оставит ему жизнь, он посвятит последующие дни свои исключительно Богу и Православию. Старичок ответил: «Запомни свои слова», и с тем скрылся.
Храм в Зажупанье. Состояние до 2000 года.
Долго ли, коротко, излечение Алексея состоялось. Помня свой обет, он начал собираться в далекий путь, в Киево-Печерскую лавру, где можно было получить высшую Божественную благодать. Простившись со своими родителями, братьями и сестрами, получив на дорогу 5 рублей денег, двинулся он в дальнюю сторону, проходя от города к городу, от села к селу. По пути, чтобы не погибнуть с голоду, молодой человек обшивал людей, приютивших его. Учение немецкого портного очень пригождалось во всей жизни о. Алексия. Благополучно добравшись до знаменитой Лавры и обойдя могилы угодников, Алексий вступил в христолюбивые беседы с братией. Некоторые из Святых отцов поведали страждущему, что для достижения истинного Боголюбия есть и другие места, более строгие. Идеальным местом уединения, по их мнению, является Валаам, и что юноше, исполненного духа благочестия, следует двинуться туда, в пенаты Германа и Сергия Валаамских, в Святые скиты на Ладожском озере. Окончив молитвы в Святой Лавре, Алексей двинулся известным образом на север, в вожделенные его духу места. Настоятель и братия Валаамского монастыря приняли его в свою обитель, где Алексий вознамерился пройти необходимые степени послушания. Побыв некоторое время на острове, Алексей был отправлен служителем на Василеостровское подворье, в столицу. Тут он нес послушание, связанное с пошивом священнической и монашеской одежды. - Дело знакомое с детства. Истово прикипев к Богу, Алексей в деле духовной жизни пользовался советами о. Илии, пребывавшего на том же подворье. Приходилось бывать у о. Илии дома, где он познакомился с его сестрой, ставшей со временем женой отца Алексия. В революционное лихолетье, в 1918 году, безбожники опубликовали Закон об отделении Церкви от государства. Народ не сумел отстоять свои Святыни. Закрылись монастыри, прекращалось служение в храмах. В этой обстановке молодой семье пришлось спасаться в Троицк (о. Илия отбыл в Тверскую губернию). На родине о. Алексия пробыли до 1933 года, когда власти, начавшие очередные гонения на труженников, обвинили семейство о. Алексия в неуплате налогов и, описав дом, выгнали его на улицу. Оставшиеся без всякого имущества в отчей стране они с Божьей помощью добрались до г. Павловска, где проживал брат супруги о. Алексия. Сердобольная родня приютила беженцев в отечестве. Проживали немалым семейством в 12-метровой комнатке. Ввиду бедствия и возраста пошли работать подросшие дети. Отец Алексий трудился на фабрике им. Володарского (угол Мойки и Гороховой). Сыны приобрели разнообразные специальности. Двое шили, как и батюшка, один работал в сберкассе, а один пошел по химическому делу, окончив соответствующе учебное заведение. - Это отец рассказчицы. В годы войны четверо сынов о. Алексия служили на фронте. Батюшка молился за них, и трое вернулись живыми. Лишь Вениамин погиб на Невском Пятачке. Старший, Константин, дошел до Берлина, где служил какое-то время переводчиком, переняв умение отца общаться на немецком языке. Сын Виктор служил летчиком.
Алтарь поруганного храма села Зажупанье. Разор в нем произошел уже после войны. Виной всему было богоборчество хрущевской власти, не имевшей корней в прошлом России. Жизнь о. Алексия в войну была не легкая. Павловск фактически вошел в прифронтовую полосу. Пригородные дворцы и храмы подвергались разрушению. Было голодно. Тем не менее, на оккупированной территории немецкие власти начали политику воцерковления русского народа. Особую роль в новой христианизации сыграла вновь образованная Псковская Православная миссия, открывшая в нашем Северо-западном крае около 400 храмов, закрытых нечестивцами. Для службы в них привлекались уцелевшие после репрессий священники и командировались таковые из эмигрантов. В этих условиях о. Алексий обратился к военному коменданту г. Павловск с прошением о прииске какого - нибудь прихода для проведения служб и собственного прокормления. Разрешение на выезд было дано и давало свободное передвижение в пределах всей Ленинградской области.
2004. Храм в Зажупанье. До полного восстановления еще далеко. Приход очень скуден, да и жителей в округе почти не осталось. Никто не хочет жить в селе. Зная, что в приходе Заручья служит о. Илия, батюшка направился к нему в сослужение. В то время в Заручье существовало 2 храма, старый и новый. В старом, деревянном, в 30-е годы завели клуб, а новый, построенный в 1860-е годы Богоносной семьей Государя Императора, еще сохранял частицы благолепия, оставшиеся от времен ареста последнего священника. Тут и служили с миром, окормляя верующих округи. Известно, что в 1942 г. были открыты храмы в Козьей Горе, Новоселье, Сижно, Пенино. В это же время о. Алексий перебрался в вакантный приход села Зажупанья, где на высокой горе высился красавец-храм во имя Архангела Михаила. Некогда крестьяне округи имели обычай на поляне перед ним устраивать ярмарки с каруселями и качелями. Где-то, по сказу стариков, была старинная часовня с чтимыми крестами. Ее в неведомые годы уничтожили атеисты. Была часовня со Святынями в Филёво.
С Божьей помощью привели в порядок внутреннее убранство и начали служить. Окормление паствы о. Алексием отличалось особой добросовестностью. Каждый страждущий получал от него Божественное слово и утешение. Так продолжалось до 1952 года. В это время в окрестностях Зажупанья промышлял в должности фининспектора некий Васька из д. Столбово. Он был известен пристрастием ко лжи и горячительным напиткам. Сделав значительную растрату казенных денег и предчувствуя приближение расплаты за содеянное, задумал он черное дело – убить священника и изъять у о. Алексия квитанции за аренду храмовой земли и имеющуюся наличность в счет покрытия долгов. Для этого он с сообщниками вырубил близ обрыва озера прорубь и пригласил батюшку на тайное венчание. Ничего не подозревавший о. Алексий, собрав необходимое, двинулся за злоумышленниками узкой береговой тропой. В укромном месте Васька крикнул: «Бей попа». Иван Елисеев (сообщник нечестивца) достал топор, но не решался произвести задуманное, тем более, что батюшка увещевал их, что они берут величайший грех на душу. Подвергшись дьявольскому наваждению, христопродавцы набросились на священника и убили его. Тело несчастного о. Алексия было сброшено в пучину вод. Далее преступники вернулись в Зажупанье, в дом о. Алексия, и приступили пытать престарелую его супругу, которой на тот момент было 80 лет от роду. Следователи насчитали на ее теле 30 ножевых ранений. От этих нечеловеческих мучений бедная женщина скончалась. С нею же была убита Мария, верующая, помогавшая по хозяйству. В виду того, что приход Зажупанья после войны был совсем беден, денег бандиты изъяли немного, всего 300 рублей. Преступление раскрыли на 3-й день. Об этом писали в учебнике криминалистики, но ничего не писали о преступлениях против Церкви Христовой. – Они неисчислимы. В округе Зажупанья были богатые храмоздатели. Основной из них жил в д. Перегреб. Имущие, строившие храм, подверглись испытаниям и сгинули в лагерях и спецпоселениях. Известны убийства многих священников. До времен революций во всей округе, в местностях современного Сланцевского района, служили более чем в 20 храмах. Васька, прибыв в тюрьму нашел смерть от рук заключенных. - Так они выразили свое возмущение за содеянное им. Хоронить его не стали ни жена, ни сестра. Иван же отбывал 25 лет наказания без права возврата в Ленинградскую область. Рубивший прорубь старик из деревни Китково был стар и сумел уйти от следствия.
Могилки о. Алексия, его супруги и убиенной Марии находятся у алтаря храма, в озерную сторону. На каменном основании креста начертано: «Дорогим родителям, погибшим 22.12.1952 года». Этот памятник был осквернен безбожниками. Сначала разбили черный каменный крест в навершии, затем унесли срединную часть с именами. Сегодня стоит остов с эпитафией, а на нем металлический крест. Место обнесено оградой.
Оставленный храм утерял последний крест на шатре колокольни. Остов иконостаса выжжен хулиганами. Кирпичи, напитанные влагой, осыпаются вниз. Староста церковной общины, сегодня покойный, сделал предупредительные надписи на стенах. Общине не под силу произвести восстановительные работы. Некогда о. Алексий, пока были силы, самолично производил ремонт. Лет его жизни было 73. После отца Алексия в Зажупанье служили непродолжительное время три священника, пока деятельность прихода не прекратили хрущевские гонения на Православие. Сохранился церковный дом. В нем в летнее время проживает внучка отца Алексия - Иванюк Лариса Алексеевна.
Трагична судьба тысяч и тысяч русских деревень. – Они пустеют. Это, кстати, последние жители села Зажупанье.
2004. Этот крест будет установлен на новом шатре храма в Зажупанье.
Зажупанье. Борисовы Стеша и Катя расстрелянные немцами за связь с партизанами в 1942 году.
Могилка сестер Борисовых и их родных находится слева от входа в храм.
Известно, что батюшки, служившие в войну, боялись… партизан. Скурдинский (руководитель местного партизанского отряда) брал в Козьегорском храме тысячи и тысячи рублей, - неоднократно. После войны, когда на священника Алексия Кибардина (патриота родины, отца сыновей - солдат, спасителя храма от немцев) «стряпали дело» - ни один партизан не вступился. Мало того, ни один (даже Скурдинский, занимавший высокий пост в Осьмино), не явился в суд свидетелем…- страх вперемежку со страхом. Между тем, люди тайно венчались (даже из Питера приезжали для этого). Крестили же на дому повсеместно.
Священник отец Алексий Кибардин.
Сегодня в Заручье работы по восстановлению храма почти остановились. Причиной тому негибкая позиция старосты храма. На храме установлен шатер из оцинкованного железа. В недавнее время на шатер поднят крест. Внутри произведена подливка трещин в столбах. Отреставрирована прихрамовая часовня. Кроме ее имелись часовни в сторону Пещеры на выходе из села и на месте отдыха Богородицы. Пещерский комплекс до времен атеизма имел в своем составе: храм, колокольню, монашеский скит с богадельней и водяную мельницу. Давно заброшенный пещерский храм по варварскому приказу властей взорвали в 1950-е годы и растащили на кирпич. Между тем, ежегодно и до сих пор, начиная с1761 года, от сельского храма к Пещерским Святыням 15 августа проводится Успенский Крестный ход. Собирает он до сотни и более человек. О тысячах паломников речь пока не идет. Приведем, кстати, наши статейки, относящиеся к доложской теме.
После войны храм в Заручье больше не открывали. Государство полностью устранилось от веры своих граждан, заменив ее доморощенным и привнесенным в Россию атеистическим суррогатом. Это и ослабило ее. Слово паломника Проповедь отца Олега. 28 августа сего 2000 года в Заручье состоялся традиционный Крестный ход к Доложской Пещере. Погода благоприятствовала усердствующим, принявшийся было дождь быстро прекратился, хотя в Сланцах, по разговорам, поток был изрядный. Верующие загодя пришли к преобразившейся храмовой часовне во имя Успения Божией Матери. Сегодня она украшена малыми фресками на сюжеты жития Богоматери, над входом изображено самое Успение. Паломники оценивают качество работ как хорошее. Замечательно украсил строение светлый шатер оцинкованного железа. Буквально сразу начинаются кровельные работы на Соборе. Заручье встарь имело большой комплекс Успения. Здесь до войны существовало 3 одноименных храма. Старый, постройки XVIII в., располагался на Старом кладбище, Пещерский — на р. Долгая. Их, к сожалению, сегодня нет. Стены оставшегося Собора помнят времена осквернения. Слава Богу, сегодня тщанием нескольких подвижников дело сдвинулось с мертвой точки. Огромную помощь нашим святыням оказывает вновь построенная церковь в Петербурге во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца и Общественный фонд «Средняя Рогатка». Непосредственно работы производят бригады специалистов и местники района. В селе проживает староста храмовой общины со своей супругой. Благодаря отчим строителям происходит новое возрождение России Праздничный молебен проходил после 10 часов утра. Внутри белоснежной часовни оба подсвечника уставили свечами. За недостатком места свечи утыкали в чашу с песком. В интерьере развешаны образа старого письма в лепных рамах. Некоторые жители окрестностей сумели сохранить церковные иконы, которые сегодня находятся в реставрации. Осуществлен или планируется огромнейший вклад образов одного из собирателей древностей; люди готовы вносить сохраненное в домах в лихолетье безверия безвозмездно. Службу отца Олега из Старополья сопровождали пением сестры Покрово-Тервенического монастыря Лодейнопольского района. В настоящее время готовится документация на устроение женского скита на досточтимом месте возле Пещеры, где ранее существовали кельи спасающихся. По преданию, легендарный монастырь при Долгой реке разрушен поляком Лисовским в 1610-1612 гг. Последний скит был учрежден в 1908 г при Поречской женской общине, которая в 1919 г была возведена в ранг монастыря.
Молебен на Пещере. Священник отец Олег Нецветаев.
После молебна у часовни Успения отец Олег (Нецветаев) прочел слова проповеди, выслушанной со вниманием прихожанами и гостями Заручья. Последних было предостаточно: жители. С.-Петербурга, Сланцев, дачники, кто пеший, кто на машинах не преминули почтить светлый день Успения. Верующие Новоселья и Старополья приехали на специальных автобусах. Отрадно радение совхозных властей в деле приобщения к Богу. С пением молитв, разобрав кресты, хоругви и прочее, ход двинулся по главной сельской дороге, идущей параллельно озеру. Впереди же несли праздничную икону Успения. При выходе из деревни некогда существовало примечательное место Кресты с Ильинской часовней. От него старые ходы продвигались особой Печерской дорогой в окружении вековых берез ввиду возделанных полей и тучных пастбищ. Сегодня места угодий поросли сорняком, и росчисть сделать не смогли. Кстати, аналогичное место Кресты и одноименная Ильинская часовня существовали в Монастырьке. Здесь, начиная с 1534 г., проповедовал Христовы истины иеромонах Илья, посланный церковными устроителями Новгорода. Память о нем жива до сих пор. В расстоянии километра в сторону Лужков и Руско свернули в сторону Пещеры. Близ реки двинулись малою тропой, которая привела к заветной святыне нашего края. Сегодня здесь остатки жилищ в виде разбросанных валунов, жерновов мельницы. От храма и колокольни возвышается над водами высокий гранитный фундамент. На высокой песчаной скале девонского песчаника порушенный лаз в заваленную Пещеру, где особо ретивые паломники набирают воду из источника. Более сотни верующих собрались в этот день на заветном месте. Были свершены полагающиеся молитвы и водосвятие, выслушали поздравительные слова доброго пастыря из Старополья. Очень много произвели фотосъемок, снимали кинокамерами. Были представлены на обозрение фотографии взорванного нечестивцами храма. Далее многие пожелали посетить пещеру и знаменитый камень в водах реки со следом Богоматери, которому Божественный Сын Ее даровал особенную силу помогать страждущим и утешать печальных. Слава нашей заступнице Пресвятой Богородице, столь чтимой предками в наших и прочих местностях российских.
2002 Успенов день В среду 15(28) августа сего 2002 года в Долоцке состоялся традиционный Крестный ход во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этим днем оканчивается 2-х недельный Успенский пост, начало которого 1(14) августа. В шествии участвовало около сотни человек из окрестностей Долгого озера, с левого и правого берега его. Удалось познакомиться с верующими из соседних приходов – Ложголово и Ивановское. Это отрадно, что люди живо интересуются состоянием сегодняшних дел в самом Заручье и на Пещерах. К празднику жители села расчистили старую Пещерскую дорогу от Крестков до самой Скалы. Теперь по ней можно беспрепятственно ходить. Надо напомнить, что именно по этому пути согласно преданию прошла Богородица, ступив на камень в водах реки и отдохнув на камне близ Крестков. Камень на Крестках некогда был отмечен кирпичной часовней, отчасти похожей на современную часовню при храме. Ильинская часовня на Крестках была побелена известью. По сказам местников в этом месте неоднократно бывали аварии машин атеистов. По сведениям Ефима Андреева (1860-е гг.) на средине Пещерского пути стоял чтимый крест, у которого читался молебен. На нем имелась икона Успения. Крест с иконой реально восстановить. Равно реально отметить указателем заход на Пещерскую дорогу. Вдоль этой дороги, сегодня поросшей лесом, стоят березы-великаны – свидетели Боголюбивых времен. Их уже немного. Не мешало бы им вести маломальский учет и пригляд. Кое-где возможно проводить посадки новых деревьев, опять же берез - по обычаю. Именно березу сажал у нас о. Иоанн Кронштадский, именно березы освящал он в Пенино. Эти деревья простираются по пути от храма Рождества Божьей Матери до Иордани, источника на берегу Пенинского озера. 10-11 августа 2002 года жители округи Пенино очистили источник в местечке Параскевы Пятницы и испросили его освящение у козьегорского священника о. Анатолия. Был проведен сбор денег на реставрацию часовни, находящуюся сегодня в удовлетворительном для работ состоянии. …отметим, что в канун Успения Сланцевская газета «Знамя труда» опубликовала материал призывающий к выселению общинного старосты из дома священника по той причине, что во времена атеизма в нем располагался клуб. Сегодня этот клуб понадобился дачникам под дискотеку. Своих танцоров школьного возраста в Заручье двое. Вряд ли означенный контингент сделает для села что-то. Худо - бедно, благодаря храму село, утерявшее всех коренных жителей, возродится и обретет утраченный лик. Раньше храм кормил и прославлял округу. Власть ХХ века планировала, но не сделала на оз. Долгом природоохранную зону, а она была, сама по себе. В ней жили, трудились и преуспевали люди. Сегодня в деревнях не живут, а зимуют. По сказу местников – хуже некуда. Надо признать – революция продолжается. Поползновения на храмовое имущество (дом причта) – рецидив атеистических времен. Утвердив танцы в священном месте, мы сыграем на руку продавцам спиртного. Ни много, ни мало. Играть Чехова в клубе уже не будут, а в 20-е годы играли. И плясали по избам, откупая их у хозяев трудом в поле. Деревня, и молодежь в том числе, была едина общинным духом, своеобразным духовным братством. Имущественное неравенство не носило характер классового противоречия. Рознь привнесли извне. Это была погибель. Сегодня танцевать в доме ни один хозяин не пустит. Школа, вмещавшая 350 учащихся, без окон. Больница используется не по назначению. Паломнический центр в запустении, но началось медленное возрождение. Поэтому, становление храма вообще, фактически Православия на Руси – не прихоть отдельного старосты, а государственное дело. Сегодня встает вопрос о воссоединении Церкви и Государства. России без Церкви не быть. Многие и повсеместно это поняли. В соседнем Гдовском районе действуют храмы в Прибуже, Кярово, Доможирке, Каменном Конце, Озерах, Дубягах, Спицино, Ветвеннике. Собор в крепости Гдова воссоздан практически в первозданном виде. Рядом возводится солидный дом причта с классами Воскресной школы. Это серьезно для района с 20 тыс. населения. До 1917г. Гдовский уезд насчитывал более 200 тыс. населения, включая в себя территории современных Сланцевского, Осьминского и Гдовского районов. Надо признать – население региона за 100 лет уменьшилось. Качество жизни на селе улучшилось не везде. Реальные изменения – свет, совхозы, дороги. Изменился в худшую сторону генотип сельчанина. Это т.н. «новый человек». Социальная революция во многом была генетической. Одна из целей ее была, цель закамуфлированная, - извод «справного мужика», предприимчивого, не дававшего земле дремать, умевшего копить деньгу и не боявшегося уйти в отход. Все деньги, добывавшиеся в регионе, на него и работали. К 1917 году в северной Гдовщине было 20 храмов. Сегодня от нашего леса на местах остается менее 10% прибыли, так как глубокая переработка экспортного сырья отсутствует. Для провинции гибельно содержание центра и разбухшего аппарата управления. А.Александров, написавший книгу «Во времена княгини Ольги», имел деда волостного старшину. Дед был неграмотен, но грамотен был писарь. Это весь штат волости. Выскатская волость в 1880-е годы насчитывала 119 деревень (в 1803 г. – 303). О ее штатах точно не известно, только управления сельским делом наш предок не знал. Он сам решал, что сеять, где и когда, не ездил в область на совещания, не принимал проверки, не отчитывался за сданную продукцию. Земля толком не родила, приходилось заниматься промыслами. В результате разделов помещичьих земель, крестьяне получили по десятине земли. Богаче от этого не стали. Раздел имущества кулаков дал кому трюмо, кому скатерку, а кому тулупчик. Оскорбительная память о раскулачиваниях стоит разделительной стеной между потомками. Многим стыдно за деяния предков. Иные воинствуют до сих пор, приукрашивают колхозные времена, а сами истинно «черные ногти»; мало видевшие, кроме труда, очень похожего на барщину. Даже школьникам на каникулы назначали 80-100 трудодней. После этого население правдами и неправдами уходило в город, на 8-часовой рабочий день. Препятствуя уходу, выдачу паспортов в деревнях начали лишь в середине 50-х годов. Отдельной строкой надо писать о своде в уезде 45 тыс. эстонских хуторян. Им было куда уйти от колхозов. Те, что остались, обрусели, но помнят об эффективнейшей сельскохозяйственной системе предков. Грустные размышления о судьбах России ХХ века уводят повествование о празднике Успения в сторону. Местники имеют обыкновение называть торжество «Успенов день». В дополнение к предыдущим материалам заметим, что верующие из приходов Кушела и Рудно образовывали для шествия на Пещеру самостоятельные Крестные ходы, приходившие по Гаянщинской и Рудненской дорогами. Последняя некогда была главной дорогой, связывавшей погосты. …В Изборовье рассказывали, что жители от Заяцково до Зажупанья на «Успенов день» шли окружным путем. Это деревни: Надруя, Заяцково, Изборовье 1 и 2, Жилино, Федорово Поле и Зажупанье. К ним присоединялись в Верхнедоложском Зажупанском храме местные прихожане. Они подымали икону Архангела Михаила и направлялись с нею в сторону Доложска. Таким образом в Большом Крестном ходе участвовали Святыни нескольких храмов. Долгое Верховье (когда-то было такое поселение) известно местом древнего храма, от которого в Филево-Чехлово сохранялись кладбищенские кресты из камня и гранитные памятники. В 2-х километрах от Зажупанья была и «малая церковь» с чтимыми крестами. Поразительно другое – псковские писцовые книги ХVI века приводят сведения о существовании храма в Нарнице. Это тема отдельной статьи. Епархиальный справочник 2000 года указывает о переносе Филевской церкви в Доложск. Встречаются глухие упоминания о существовании в Филево не храма, а монастырька. Отсюда и Китково, очень похоже на Скитково (скит). Ход от Зажупанского храма вступал в деревни северного побережья. Это: Филево, Чехлово, Растило, Столбово, Сорокино, Китково и Нарница. До постройки современного шоссе ходили от места к месту старой озерной дорогой. В престольные праздники и «по завету предков» жители озерных деревень кое-где сохранили обычай осуществлять Крестные обходы своих поселений. Так в Изборовье до десятка поселянок обходят деревню на Вознесение Господне (23 мая, 5 июня по новому стилю). В этом году ходили в Китково, очевидно, опять на Вознесение. Успение 2002 года было ярким солнечным днем. Прибывшие уставляли свечи, молились в часовне и по обычаю посещали погост. Все считали нужным подойти к храму, перекреститься. Из продававшейся литературы замечательны произведения заянского батюшки – отца Романа. Он служил на Крестном ходе 2001 года. В 2000 году служил о. Олег (Нецветаев) из Старополья в сослужении сестер Покрово-Тервеничского монастыря Лодейно-Польского района. До тех пор жители устраивали ходы без священника. Верующие, двигавшиеся от Зажупанья, составляли группу до 30 человек. Старушки имели обыкновение повязывать черные платки, а на поясе, в платке же, положен был кус хлеба – успенская пища. Существовал особый «обычай заветов», - рьяные испрошали у Доложского батюшки «завет» на Крестный ход. Он мог включать в себя до 12 хождений от храма Успения до Пещеры, с молитвою на Святом месте. Все полагалось исполнить в один день. Пение хода по северному берегу слушали через озеро. Сегодня молитву знают хуже, особенно пение. Для всего нужны практические упражнения. С июня сего года верующих местности Доложск окормляет о. Виктор из Санкт-Петербурга. Им же совершаются службы и требы в селах Старополье и Ложголово. Началось возрождение церкви с. Ивановское, на правобережье р. Луги (Ямбургское благочиние). Часовня Заручья открыта по субботам с 11 до 14 часов. В это время к ней являются на молитву.
Памятник погибшим партизанам в селе Рудно, где был штаб карателей.
Памятник погибшим партизанам в деревне Дубок. Почти идентичная форма памятников говорит о их почти единовременной установке
В Заручье тоже существует памятник на братской могиле расстрелянных сельчан. Рядом сним поставлена мраморная плитка со следующим текстом:
Здесь 22.VII.1942 г. были расстреляны фашистами жители д. Заручье
Васильев Н.В. 48 л. Васильева М.Д. 51 г. Васильев М.Н. 20 л. Иванова Л.К. 18 л. Никифорова К.И. 22 г. Рассказова З.Н. 24 г. Павлов Н.С. 48 л. Павлов В.С. 45 л.
Братская могила на берегу озера появилась в недавние годы. Сюда перезахоронены останки воинов, умерших в годы войны.
Адреса и телефоны:
Будько Владимир Иванович, автор статьи-справки, художник и краевед, тлф. дом. - 32 131.
Васильев Виктор Ильич, инженер на пенсии, уроженец села Заручье. Был в нем в годы оккупации. тлф. СПБ – 244 19 09, тлф. Заручье - 62 533.
|
|
Дизайн сайта: Захарова Юлия, Зайцева Евгения. Редактор сайта: Тумурук А.В.Сайт разработан при поддержке Комитета по физической культуре, туризму, спорту, молодежной политики Ленинградской области, Отдела молодежной политики Сектора по культуре Администрации МО "Сланцевское городское поселение", Центральной городской библиотеки г. Сланцы, Молодежного совета при главе администрации г. Сланцы. |